Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Школа общения 1 группа

1

Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы

«Школа общения»

II Направленность

Социально-гуманитарная

III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО

Тупицына Виктория Петровна

2. Год рождения

1988

3. Образование

Высшее

4. Место работы

МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара

5. Должность

Педагог дополнительного образования

6. Квалификационная категория

д. Гурина, ул. Центральная, д.34

7. Адрес, телефон
IVСведения о программе
1. Срок реализации

1 год

2. Возрастная группа

6-8 лет

3. Тип программы

общеразвивающая

4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели

Разновозрастного детского объединения

По уровню освоения

Общекультурный ознакомительный

5. Цель программы

Формирование у детей нравственных ориентиров при
построении деятельности, общения и взаимоотношений,
основ мировоззрения и самовоспитания.
Тренинги; беседы, диспуты, дискуссии, дебаты;
сюжетно-ролевые игры; психологические игры;
проигрывание жизненных ситуаций; упражнения
творческого характера; самодиагностика.
Очная, с применением дистанционных образовательных
технологий.
Входная, промежуточная (анкеты, тесты, зачеты по
пройденным темам, творческие задания творческие
работы, проекты, конкурсы, письменные работы),
итоговая
диагностики
(повторение
изученного
материала).
Педагог дополнительного образования

6. Ведущие формы и методы образовательной
деятельности
7.Форма обучения
8. Формы мониторинга результативности

9. Кадровое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
2

программа социально-гуманитарной направленности «Школа общения»
Пояснительная записка
Общие сведения
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в
РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
- «Концепция развития дополнительного образования», (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций

дополнительного

образования

детей» (утверждено

постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41);
- «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих

программ»

(включая

разноуровневые

программы)

«Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242»;
- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Детско-юношеский центр «Радуга».
Направленность программы по содержанию - социально-гуманитарная.
Срок реализации – 1 год.
В

соответствии

с

«Порядком

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (утверждён Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008) в дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу ежегодно вносятся
изменения.
3

Актуальность программы.
Актуальность и социальная значимость программы состоит в том, что
она призвана помочь растущему человеку в постижении норм социальных
отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.
Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками
общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских
контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой
сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач
развития на этом возрастном этапе.
Межличностные
мальчики

и

отношения

девочки

подструктуры.

К

эмоциональные

связи

строятся

представляют,

концу
и

на

как

начального

эмоциональной

правило,
обучения

взаимоотношения

две

основе,

независимые

непосредственные

начинают

подкрепляться

нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные
качества личности. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность
осознания своего положения в группе сверстников. Но в конце этого
возрастного периода адекватность восприятия своего социального статуса
резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в
классе (или группе) благополучное положение, склонны его недооценивать, и
напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают
свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу
младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная
перестройка как самих межличностных отношений, так и их осознания.
Проблема общения рассматривалась в трудах таких выдающихся ученых
как, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и других
отечественных психологов, которые рассматривали общение, как важное
условие

психического

развития

человека,

индивидуализации, формирования личности.
Отличительные особенности.
4

его

социализации

и

Содержание программы определено в соответствии с целями и задачами
воспитания и развития личности гражданина России, обозначенными в
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России» (2009 год), «Концепции развития дополнительного
образования детей» (2022 год). Основная идея программы: повышение уровня
коммуникативной компетентности, обучение учащихся этике общения и
а
к

Программа построена по концентрическому принципу: к одному и тому

т модулю обучающиеся возвращаются несколько раз. Содержание материала
же
и
расширяется
и углубляется.
вАдресат программы.
и

Возраст детей, участвующих в реализации

общеобразовательной

з
общеразвивающей
программы – 6-8 лет. Дети с ОВЗ и дети с инвалидностью
са учетом состояния здоровья могут заниматься индивидуально или в общей
ц
группе.

При

планировании

и
индивидуальной

программы

работы

учитываются

реабилитации

и

рекомендации

психолого-медико-

и
педагогической
комиссии.
Объем и сроки реализации образовательной программы.
п

Срок реализации программы – 1 год. Общее количество часов за 1 год

о
обучения
– 68 часов.
з
Режим
и форма организации занятий.
и

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа (1 академический

т – 45 мин.).
час
и

1.7. Форма обучения: очная.

в

Формы контроля.

н

Контроль проводится в групповой и индивидуальной форме.

ы

Групповые формы: практические задания, тестирование, беседа, опрос.

х

Индивидуальные формы: выступление перед классом, тесты.

м

Основные виды контроля результатов:

е
ж

5

- входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний
ребенка (беседа, тесты);
- текущий – проводится на каждом занятии: анализ изученного материала;
- промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем:
дидактические игры, тестовые задания;
- итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень
освоения программы.
1.8. Цель и задачи программы
Целью программы является формирование у детей нравственных
ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений,
о
с

Основные задачи:

н

• формирование

основ

морали

–

осознанной

обучающимся

онеобходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в
вобществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;

• укрепление

у

младшего

школьника

позитивной

нравственной

м
самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
и

• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям,

р
совершаемым
на основе морального выбора, к принятию ответственности за
о
их

результаты, целеустремленности и

настойчивости

в достижении

в
результата;
о

• воспитание нравственных чувств и этического сознания.

з

1.9. Планируемые результаты.

з

Программа

обеспечивает

достижения

следующих

предметных,

рметапредметных и личностных результатов.
е
Предметные:
н

• умение инициировать учебное взаимодействие – вступать в диалог,

и
задавать вопросы и т.д.;
я
• умение вести дискуссию, разрешать конфликты;
и

6

• умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс;
• умение уверенно держаться во время выступления; умение отвечать на
незапланированные вопросы;
• умение использовать различные средства сопровождения выступления.
Метапредметные:
• умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ
действия,

привлекая знания из различных областей;

• умение

самостоятельно

найти

необходимую

информацию

в

информационном поле или запросить недостающую информацию у эксперта
(учителя, родителей, специалиста);
• умение выдвигать гипотезы, устанавливать причинноследственные
связи,
• формулировать проблему и находить способы еѐ решения.
Личностные:
• умение устанавливать связь между целью УД и еѐ мотивом, т.е. умение
задать себе вопрос и отвечать на этот вопрос;
• умение коллективного планирования и взаимодействия в группе;
• овладение навыками делового партнерского общения;
• умение находить и исправлять свои ошибки и ошибки в работе других.
В ходе курса у учащихся сформируется позитивное отношение к
занятиям, к этическим нормам взаимоотношения с окружающими. Учащиеся
получат опыт взаимодействия со сверстниками, старшими

и младшими

детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными
нормами, опыт самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя
гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты
следующие

воспитательные

результаты:

начальные

представления

о

моральных нормах и правилах нравственного поведения; нравственноэтический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими
детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными
7

нормами; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к
человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально
реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в
целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков
других людей; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое
отношение к младшим; знание традиций своей семьи и образовательного
учреждения, бережное отношение к ним.

Учебно-тематический план (1 год обучения) – 68 часов
8

№

Дата

Наименование
разделов и тем

Кол-во
часов

Виды
деятельности
Заинтересовать
младших
школьников
внеурочными
занятиями
Осознание
ребёнком
своих
социальных ролей
Дать понятие «внешний вид»
(одежда, прическа, поза, жесты,
мимика, речь). Значение для
человека внешнего вида. Показать
необходимость
бережного
отношения к своим вещам и умение
поддержать порядок на своём
рабочем месте в школе и дома.
Отличие поведение девочек и
мальчиков.
Осознание
своей
индивидуальности,
своей
непохожести на других людей с
первых дней жизни
Дать понятие о « комплемент», о
его значении для человека, умение
делать комплементы друг другу,
понять свой характер.
Объяснить понятия «богатство»,
«характер», «сундучок». Богатство
человека - в его знаниях,
готовности и умении людям, своей
стране.
Знакомство
с
различными
чувствами человека, органами его
чувств, развитие эмпатии.
Научить детей с пониманием
относиться к эмоциональному
миру человека.
Дать понятие «этика», соотнести
его с понятием «этикетка».
«Этикетка» поведения каждого
человека. Этика, как правило
поведения и отношения к другим
людям и к себе. Познакомить с
правилами этикета и золотыми
правилами этики.

1.

Учимся жить
вместе

1ч.

2.

Кто я

1ч.

3.

Как я выгляжу

2ч.

4.

Расскажу о себе

1ч.

5.

Моё поведение

2ч.

6.

Чем богат человек

2ч.

7.

Мои чувства

2ч.

8.

Моё настроение

1ч.

9.

Этика – наука о
морали

1ч.

9

10.

Школьный этикет

2ч.

11.

Зачем быть
вежливым

2ч.

12.

Сказка о
вежливости

2ч.

13.

Добро и зло в
сказках

1ч.

14.

Твои поступки и
твои родители

2ч.

15.

Обязанности
ученика в школе и
дома

2ч.

16.

Ты и твоё здоровье

1ч.

17.

Праздничный
этикет

1ч.

10

Понятие «этикет» и «правила
поведения на уроке». Показать
необходимость этих правил для
организации
урока.
Сюжетно
ролевая игра « Я на уроке».
Понятия
«вежливость»,
«привычка», «хорошее поведение»
«поступок», «добрый поступок»,
«плохой
поступок»,
«дракон
внутри человека». Вежливость самая нужная и необходимая
привычка человека.
Понятия «сказка», «вежливость»,
«поступок», «добрый поступок»,
«плохой
поступок»,
«дракон
внутри человека».
Объяснить понятия «добро хорошо», «зло - плохо», «сказка».
Показать, что добро всегда
побеждает зло, потому что этой
победе помогает природа, звери,
люди.
Объяснить понятия «родители»,
«уважение к родителям». Показать,
почему людям важно ценить
добрые поступки, проявлять
заботу и внимание к своим
родителям.

Понятие
«обязанность».
Обязанности в школе и дома.
Показать
необходимость
выполнения
обязанностей.
Обязанности по отношению к
родителям, учителям, к школе,
классу.
Понятия «здоровье», «режим дня»,
«личная гигиена». Режим дня и
укрепление здоровья
Дать
понятие
«праздник»,
«праздник в классе», «эмоции»,
показать,
как
эти
понятия
соотносятся
с
пониманием
эмоционального мира человека.
Рыцар ский турнир вежливости.

18.

День рождения

1ч.

19.

Наш класс

2ч.

20.

Моя мама – самая
лучшая.

1ч.

21.

Учимся общаться

2ч.

22.

Сказка о нашей
жизни.

1ч.

23.

Повторительно –
обобщающий
урок.
Я среди людей.

1ч.

Кто я и как
выгляжу.

1ч.

24.

25.

1ч.

11

Дать понятия «день рождения»,
«гость», «именинник», правила
этикета на дне рождения для гостя.
Правила этикета на дне рождения
для именинника. Дарение подарка.
Сюжетно-ролевая игра «мы на дне
рождения».
Дать понятия «класс», «коллектив
класса». Необходимость вежливого
общения и взаимопомощи в классе.
Дать
понятия
«внимание»,
«забота»,
«чуткость»,
«сострадание».
Доказать
необходимость обращать внимание
на настроение и состояние мамы.
Дать
понятия
«диалог»,
«общение», «уважение». Правила
этикета
в
общении
со
сверстниками.
Правила этикета в общении
с взрослыми.
Сюжетноролевые игры.
Дать понятие «сказка», «жизнь»,
«этикет». Правила этикета в
сказках. Эти кет в сказках и
отношения между людьми.
Ролевая игра.

Что такое человек. Формирование
человека и окружающая среда.
Понятия «я», «мы», «они».
Общее и отличительное в этих
понятиях. Сюжетноролевая игра
«Я и другие люди».
Нравственные
понятия
«я»,
«внешний вид». Почему люди по
внешнему виду отличаются друг от
друга. Лицо, одежда, мимика,
жесты,
речь.
Аккуратность,
опрятность,
бережливость
уважение человека к себе.
Личная гигиена.

26.

Я – личность

1ч.

27.

Я и мои роли.

1ч.

28.

Добро и зло в
сказках

1ч.

29.

Что за прелесть
эти сказки!

1ч.

30.

Сказка –
волшебство, чудо
и правда

1ч.

31.

Сказка ложь – да в
ней намёк.

1ч.

32.

Кто сочиняет
сказки?

1ч.

12

Понятия
«личность»,
«индивидуальность»,
«неповторимость». Внешний ,и
внутренний мир человека. Я
- мой характер, мои знания. Мое
поведение зависит от меня самого.
Понятие «роль» в кино, театре,
жизни. Мои роли сегодня - кто я в
этом мире. Правила этикета и
общения в моих ролях дома, в
школе, на улице.
Добрые и злые поступки, их
последствия.
Ложь,
выдумка,
фантазия в сказках (преувеличение,
преуменьшение). Добро и зло в
отношениях
между
людьми.
Главное в сказках - победа добра
над злом.
Отличие сказки от рассказа.
Духовный смысл сказок. Красота
героев сказок - их поступки во имя
добра и красоты. Отношение
героев сказок к природе, к людям.
Зачем людям нужны сказки.
Волшебство, чудо и правда в
сказках. Волшебные, чудесные,
правдивые
отношения
между
людьми. Что в них общего и в чем
их различие. Волшебство, чудо в
сказках - мечты людей.
Почему в сказках всегда есть
правда и она побеждает.
Выдумка, фантазия в сказках.
Добрая ложь («святая ложь», ложь
во
спасение).
Лгать,
врать,
говорить неправду - тоже зло.
Победа правды над кривдой в
сказках.
А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, братья
Гримм, Г.Х. Андерсен, Ш. Перро и
другие писали сказки для детей.
Сказки слагает народ. Зачем
сочиняют сказки для детей. Надо
ли и можно ли учиться у героев
сказок?

33.

Русские народные
сказки.

1ч.

34.

Праздники в
жизни человека.

1ч.

35.

Отношение к
старшим

1ч.

36.

Отношение к
учителю.

1ч.

37.

Плохо одному.

1ч.

13

Русские сказки - это представления
народа о добре и зле, надежды и
мечтания о будущей жизни.
Волшебные сказки - предания
старины глубокой. Сказка это
знакомство с бытом русского
народа, его мечтами, а также
душевной
красотой
простых
людей, их готовностью и умением
постоять за добро против зла.
Понятия
«праздник»,
«праздничный». Правила этикета
праздничного общения. Школьные
и классные праздники. Подарки и
их значение в жизни человека.
Церковные праздники и традиции
их проведения.
Как вести себя в храме.
Семья, родители, родные (братья,
сестры
бабушки,
дедушки).
Отношения поколений в семье.
Проявления любви и уважения,
заботы, сострадания, помощи в
семье. Обида. Почему надо уважать
стар
шее
поколение?
Необходимость учиться добру,
чуткости, вниманию. Русские и
кавказские традиции отношения к
старшим.
Учитель и его обязанности в школе.
Как должны относиться ученики к
учителю и почему? Этикет в
общении
с
учителем.
Национальные традиции России в
общении учителя и ученика.
Необходимость
человека
в
общении
и
жестокость
одиночества. Раскрыть в доступной
форме мысль о том, что речь
является важнейшим средством
общения.

38.

Речевой этикет

2ч.

39.

Вежливость и
этикет

2ч.

40.

Товарищи и
друзья

2ч.

41.

Удовольствие – в
игре.

1ч.

42.

Что в имени
твоём?

1ч.

43.

Ты – это я

1ч.

Понятия «тон голоса», «речь»,
«общение». Специфика речевого
общения. Отличие устной речи от
письменной. Речь и отношение
чело века к людям. Уважительное
речевое общение. Шутки.
Отражение характера в речи.
Мимика, жесты, поза и поведение
человека. Отражение в мимике,
жестах, позах человека его
характера и отношения к людям.
Содержание
понятий
«вежливость», «этикет». Зачем
нужны людям правила вежливости
и этикета. Как человек формирует
«личный»
этикет.
Основные
правила вежливости в общении.
Понятия
«товарищ»,
«друг», «господин». Особенности
их использования в общении
между людьми. Товарищество и
дружба в традициях русского
народа. Верность и бескорыстие в
дружбе.
Понятия «игра», «играющие»,
«интерес», «азарт». Основные
этические правила поведения в
игре. Делу время, а потехе час.
Играй, а дело не забывай. В
здоровом теле - здоровый дух.
Понятия
«имя»,
«фамилия»,
«отчество», «кличка», «прозвище».
Отношение
по
имени
к
одноклассникам и друзьям. Имя и
отношение к человеку.
Осознание
самого
себя
и
одноклассников, как соотносить себя с ними.

44.

Другой человек.

1ч

14

Обобщение представлений детей о
своем
Я,
поддержка
положительной
установки
на
другого человека.

45.

Настроение
другого человека

1ч.

46.

Моя мама

1ч.

47.

Наша семья.

1ч.

48.

Наш класс.

2ч.

49.

Мы
договариваемся.

2ч.

50.

Я-ТЫ-МЫ.

2ч.

51.

Повторительно –
обобщающий урок

1ч.

15

Развитие эмпатии (способность
поставить себя на место другого
человека, почувствовать ситуацию,
мир так, как их воспринимает этот
человек, и таким образом понять
его
проблемы),
укрепление
гуманистической направленности
детей.
Развитие потребности и навыка
обращать внимание на настроение
и состояние близких.
Осознание понятия «семья» , что
семья – это люди, связанные МЫ –
чувством и ответственностью друг
за друга.
Укрепить Мы- чувство в классе,
осознание понятия
«МЫ»
Подкрепление стремление детей
договариваться,
выработать
соглашение
класса
«
Мы
договорились, что
…»
Закрепить основные идеи курса: Яиндивидуальность, ТЫ – это Я( все
люди взаимозависимы, моё
Я тем богаче, чем больше
тепла идёт от меня к другим
людям).
Обобщение знаний по курсу.
Игра – викторина.

Содержание программы 1 года обучения (68 часов)
Название
разделов,
модулей и тем

Кол-во,
час.

Примерное содержание

Материалы и
инструменты для
обучающихся

1.

Учимся жить
вместе

1 ч.

Заинтересовать
школьников
занятиями

2.

Кто я

1 ч.

Осознание ребёнком
социальных ролей

3.

Как я выгляжу

2 ч.

А4,ручка,простой
Дать понятие «внешний вид» Лист
карандаш,цветные
(одежда, прическа, поза, жесты,
мимика, речь). Значение для карандаши.
человека
внешнего
вида.
Показать
необходимость
бережного отношения к своим
вещам и умение поддержать
порядок на своём рабочем месте
в школе и дома. Отличие
поведение девочек и мальчиков.

4.

Расскажу о себе

1 ч.

Осознание
своей Тетрадь,ручка,простой
индивидуальности,
своей карандаш,цветные
непохожести на других людей с карандаши.
первых дней жизни

5.

Моё поведение

2 ч.

Дать понятие о « комплименте», Тетрадь,ручка,простой
о его значении для человека, карандаш,цветные
умение делать комплементы карандаши.
друг другу, понять свой
характер.

6.

Чем богат человек

2 ч.

Объяснить
понятия Тетрадь,ручка,простой
«богатство»,
«характер», карандаш,цветные
«сундучок». Богатство человека карандаши.
- в его знаниях, готовности и
умении людям, своей стране.

7.

Мои чувства

2 ч.

картон,
Знакомство
с
различными Цветной
чувствами человека, органами пластилин, доска для лепки
его чувств, развитие эмпатии.

8.

Моё настроение

1 ч.

А4,ручка,простой
Научить детей с пониманием Лист
карандаш,цветные
относиться к эмоциональному
карандаши.
миру человека.

16

младших
внеурочными
своих Тетрадь,ручка,простой
карандаш,цветные
карандаши.

1 ч.

Дать
понятие
«этика», А4, цв. карандаши, цв.
соотнести его с понятием Бумага.
«этикетка».
«Этикетка»
поведения каждого человека.
Этика, как правило поведения и
отношения к другим людям и к
себе. Познакомить с правилами
этикета и золотыми правилами
этики.

10. Школьный этикет

2 ч.

А4,ручка,простой
Понятие «этикет» и «правила Лист
поведения на уроке». Показать карандаш,цветные
необходимость этих правил для карандаши.
организации урока. Сюжетно
ролевая игра « Я на уроке».

11. Зачем быть
вежливым

2 ч.

Понятия
«вежливость», Лист
А4,ручка,простой
«привычка»,
«хорошее карандаш,цветные
поведение»
«поступок», карандаши.
«добрый поступок»,
«плохой поступок», «дракон
внутри человека». Вежливость самая нужная и необходимая
привычка человека.

12. Сказка о
вежливости

2 ч.

Понятия
«сказка», Тетрадь,ручка,простой
«вежливость»,
«поступок», карандаш,цветные
«добрый поступок», «плохой карандаши.
поступок», «дракон внутри
человека».

13. Добро и зло в
сказках

1 ч.

Объяснить понятия «добро - Фломастеры, бумага в
хорошо», «зло - плохо», клеточку, А4, восковые
«сказка». Показать, что добро карандаши, акварель.
всегда побеждает зло, потому
что этой победе помогает
природа, звери, люди.

14. Твои поступки и
твои родители

2 ч.

Объяснить понятия «родители», Тетрадь,ручка,простой
«уважение
к
родителям». карандаш,цветные
Показать, почему людям важно карандаши.
ценить
добрые
поступки,
проявлять заботу и внимание к
своим родителям.

9.

Этика – наука о
морали

17

15. Обязанности
ученика в школе и
дома

2 ч.

Понятие
«обязанность». Тетрадь,ручка,простой
Обязанности в школе и дома. карандаш,цветные
Показать
необходимость карандаши.
выполнения
обязанностей.
Обязанности по отношению к
родителям, учителям, к школе,
классу.

16. Ты и твоё здоровье

1 ч.

Понятия «здоровье», «режим Тетрадь,ручка,простой
дня», «личная гигиена». Режим карандаш,цветные
карандаши.
дня и укрепление здоровья

17. Праздничный
этикет

1 ч.

Дать
понятие
«праздник», Тетрадь,ручка,простой
«праздник в классе», «эмоции», карандаш,цветные
показать, как эти понятия карандаши.
соотносятся с пониманием
эмоционального мира человека.
Рыцар ский турнир вежливости.

18. День рождения

1 ч.

Дать понятия «день рождения», Тетрадь,ручка,простой
«гость», «именинник», правила карандаш,цветные
этикета на дне рождения для карандаши.
гостя. Правила этикета на дне
рождения для именинника.
Дарение подарка. Сюжетноролевая игра «мы на дне
рождения».

19. Наш класс

2 ч.

Дать
понятия
«класс», А4, восковые карандаши,
«коллектив
класса». акварель.
Необходимость
вежливого
общения и взаимопомощи в
классе.

20. Моя мама – самая
лучшая.

1 ч.

Дать понятия «внимание», Тетрадь,ручка,простой
«забота»,
«чуткость», карандаш,цветные
«сострадание».
Доказать карандаши.
необходимость
обращать
внимание на настроение и
состояние мамы.

21. Учимся общаться

2 ч.

Дать
понятия
«диалог», Тетрадь,ручка,простой
«общение»,
«уважение». карандаш,цветные
Правила этикета в общении со карандаши.
сверстниками.

22. Сказка о нашей
жизни.

1 ч.

Правила этикета в общении с
взрослыми.
Сюжетноролевые игры.

18

Цветная бумага, ножницы,
клей, цветные карандаши,
фломастеры.

23. Повторительно –
обобщающий урок.

1 ч.

Дать
понятие
«сказка», Тетрадь,ручка,простой
«жизнь», «этикет». Правила карандаш,цветные
этикета в сказках. Этикет в карандаши.
сказках и отношения между
людьми.

Я среди людей.

1 ч.

А4,ручка,простой
Что
такое
«человек». Лист
Формирование «человека» и карандаш,цветные
окружающей среды. Понятия карандаши.
«я», «мы», «они».
Общее и отличительное в этих
понятиях.
Сюжетноролевая
игра «Я и другие люди».

Кто я и как
выгляжу.

1 ч.

Нравственные понятия «я», Тетрадь,ручка,простой
«внешний вид». Почему люди карандаш,цветные
по внешнему виду отличаются карандаши.
друг от друга. Лицо, одежда,
мимика,
жесты,
речь.
Аккуратность,
опрятность,
бережливость
уважение
человека к себе.
Личная гигиена.

Я – личность

1 ч.

А4,ручка,простой
Понятия
«личность», Лист
карандаш,цветные
«индивидуальность»,
«неповторимость». Внешний ,и карандаши.
внутренний
мир
человека. Я - мой характер, мои
знания. Мое поведение зависит
от меня самого.

Я и мои роли.

1 ч.

Понятие «роль» в кино, театре, Тетрадь,ручка,простой
жизни. Мои роли сегодня - кто я карандаш,цветные
в этом мире. Правила этикета и карандаши.
общения в моих ролях дома, в
школе, на улице.

Добро и зло в
сказках

1 ч.

Добрые и злые поступки, их Тетрадь,ручка,простой
последствия. Ложь, выдумка, карандаш,цветные
фантазия
в
сказках карандаши.
(преувеличение,
преуменьшение). Добро и зло в
отношениях между людьми.
Главное в сказках - победа
добра над злом.

19

Что за прелесть эти
сказки!

1 ч.

Отличие сказки от рассказа. Тетрадь,ручка,простой
Духовный
смысл
сказок. карандаш,цветные
Красота героев сказок - их карандаши.
поступки во имя добра и
красоты. Отношение героев
сказок к природе, к людям.
Зачем людям нужны сказки.

Сказка –
волшебство, чудо и
правда

1 ч.

картон,
Волшебство, чудо и правда в Цветной
пластилин,
доска
для
лепки
сказках. Волшебные, чудесные,
правдивые отношения между
людьми. Что в них общего и в
чем их различие. Волшебство,
чудо в сказках - мечты людей.
Почему в сказках всегда есть
правда и она побеждает.

Сказка ложь – да в
ней намёк.

1 ч.

А4,ручка,простой
Выдумка, фантазия в сказках. Лист
карандаш,цветные
Добрая ложь («святая ложь»,
ложь во спасение). Лгать, врать, карандаши.
говорить неправду - тоже зло.
Победа правды над кривдой в
сказках.

Кто сочиняет
сказки?

1 ч.

А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А4, цв. карандаши, цв.
братья Гримм, Г.Х. Андерсен, Бумага.
Ш. Перро и другие писали
сказки для детей. Сказки
слагает народ. Зачем сочиняют
сказки для детей. Надо ли и
можно ли учиться у героев
сказок?

Русские народные
сказки.

1 ч.

А4,ручка,простой
Русские
сказки
это Лист
представления народа о добре и карандаш,цветные
зле, надежды и мечтания о карандаши.
будущей жизни. Волшебные
сказки - предания старины
глубокой.
Сказка
это
знакомство с бытом русского
народа, его мечтами, а также
душевной красотой простых
людей, их готовностью и
умением постоять за добро
против зла.

20

Праздники в жизни
человека.

1 ч.

А4,ручка,простой
Понятия
«праздник», Лист
«праздничный».
Правила карандаш,цветные
этикета праздничного общения. карандаши.
Школьные
и
классные
праздники. Подарки и их
значение в жизни человека.
Церковные
праздники
и
традиции их проведения.
Как вести себя в храме.

Отношение к
старшим

1 ч.

Семья,
родители,
родные Тетрадь,ручка,простой
(братья,
сестры
бабушки, карандаш,цветные
дедушки).
Отношения карандаши.
поколений в семье.
Проявления любви и уважения,
заботы, сострадания, помощи в
семье. Обида. Почему надо
уважать стар шее поколение?
Необходимость учиться добру,
чуткости, вниманию. Русские и
кавказские
традиции
отношения к старшим.

Отношение к
учителю.

1 ч.

Учитель и его обязанности в Фломастеры, бумага в
школе. Как должны относиться клеточку, А4, восковые
ученики к учителю и почему? карандаши, акварель.
Этикет в общении с учителем.
Национальные
традиции
России в общении учителя и
ученика.

Плохо одному.

1 ч.

Необходимость человека в Тетрадь,ручка,простой
общении
и
жестокость карандаш,цветные
одиночества.
Раскрыть
в карандаши.
доступной форме мысль о том,
что речь является важнейшим
средством общения.

21

Речевой этикет

2 ч.

Понятия «тон голоса», «речь», Тетрадь,ручка,простой
«общение».
Специфика карандаш,цветные
речевого общения. Отличие карандаши.
устной речи от письменной.
Речь и отношение чело века к
людям. Уважительное речевое
общение. Шутки.
Отражение характера в
речи. Мимика, жесты, поза и
поведение человека. Отражение
в мимике, жестах, позах
человека его характера и
отношения к людям.

Вежливость и
этикет

2 ч.

Содержание
понятий Тетрадь,ручка,простой
«вежливость», «этикет». Зачем карандаш,цветные
нужны
людям
правила карандаши.
вежливости и этикета. Как
человек формирует «личный»
этикет. Основные правила
вежливости в общении.

Товарищи и друзья

2 ч.

Тетрадь,ручка,простой
Понятия
карандаш,цветные
«товарищ»,
«друг»,
«господин». карандаши.
Особенности их использования
в общении между людьми.
Товарищество и дружба в
традициях русского народа.
Верность и бескорыстие в
дружбе.

Удовольствие – в
игре.

1 ч.

Понятия «игра», «играющие», Тетрадь,ручка,простой
«интерес», «азарт». Основные карандаш,цветные
этические правила поведения в карандаши.
игре. Делу время, а потехе час.
Играй, а дело не забывай. В
здоровом теле - здоровый дух.

Что в имени
твоём?

1 ч.

Понятия «имя», «фамилия», А4, восковые карандаши,
«отчество»,
«кличка», акварель.
«прозвище». Отношение по
имени к одноклассникам и
друзьям. Имя и отношение к
человеку.

Ты – это я

1 ч.

Осознание самого себя
одноклассников, как соотносить себя с ними.

22

и Тетрадь,ручка,простой
карандаш,цветные
карандаши.

Другой человек.

1ч

Обобщение
представлений Тетрадь,ручка,простой
детей о своем Я, поддержка карандаш,цветные
положительной установки на карандаши.
другого человека.

Настроение
другого человека

1 ч.

Развитие эмпатии (способность Цветная бумага, ножницы,
поставить себя на место другого клей, цветные карандаши,
человека,
почувствовать фломастеры.
ситуацию, мир так, как их
воспринимает этот человек, и
таким образом понять его
проблемы),
укрепление
гуманистической
направленности детей.

Моя мама

1 ч.

Развитие потребности и навыка Тетрадь,ручка,простой
обращать
внимание
на карандаш,цветные
настроение
и
состояние карандаши.
близких.

Наша семья.

1 ч.

А4,ручка,простой
Осознание понятия «семья», что Лист
карандаш,цветные
семья – это люди, связанные
МЫ
–чувством
и карандаши.
ответственностью друг за друга.

Наш класс.

2 ч.

Укрепить Мы- чувство в классе, Тетрадь,ручка,простой
карандаш,цветные
осознание понятия
карандаши.
«МЫ»

Мы
договариваемся.

2 ч.

А4,ручка,простой
Подкрепление
стремление Лист
детей
договариваться, карандаш,цветные
выработать соглашение класса карандаши.
« Мы договорились, что…»

Я-ТЫ-МЫ.

2 ч.

Закрепить основные идеи курса: Тетрадь,ручка,простой
Я- индивидуальность, ТЫ – это карандаш,цветные
Я( все люди взаимозависимы, карандаши.
моё
Я тем богаче, чем больше тепла
идёт от меня к другим людям).

Повторител
ьно – обобщающий
урок

11ч.

Обобщение знаний по Тетрадь,ручка,простой
карандаш,цветные
курсу Игра – викторина.
карандаши.

23

Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
- ручки и простые карандаши для каждого участника;
- проектор и интерактивная доска для просмотра художественных
фильмов;
- тетради для записей учебно-познавательного материала.
Информационное

обеспечение:

подключение

к

сети

Интернет,

презентации, фильмы.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования.
Формы аттестации. Контроль за результатами освоения программы
осуществляется на основе системы мониторинга.
Мониторинг результативности проводится в двух аспектах. Первое - это
положительное отношение обучающихся к миру общения в целом,
способность проявлять свое отношение к действительности через призму
общения, повышенный эмоциональный фон в процессе деятельности и
удовлетворенность обучающихся результатом деятельности. Второе - это
сумма достижений: награды, результаты конкурсов.
Для определения результатов осуществляется диагностика, тестирование,
наблюдение.
Методическое обеспечение
Формы организации детей на занятии: групповая, индивидуальная, в
программе запланированы мастер-класс, тренинги.
Формы

проведения

занятий:

игровые,

экскурсии

на

природу,

практические.
Методы обучения: тренинги; беседы, диспуты, дискуссии, дебаты;
сюжетно-ролевые игры; психологические игры; проигрывание жизненных
ситуаций; упражнения творческого характера; самодиагностика.
Алгоритм учебного занятия.
Занятие состоит из трех частей: вводная (вступление), основная часть и
24

заключительная. В зависимости от цели и задач в занятии могут
присутствовать разные этапы. Например, структура практического занятия
может состоять из следующих этапов:
- вводная часть (орг. момент: приветствие, проверка готовности детей к
занятию; мотивация, актуализация знаний, определение цели и темы занятия);
- основная часть (знакомство с новым материалом, отработка навыков,
практическая работа);
- заключительная часть (анализ и оценка работ обучающихся, подведение
итогов, домашнее задание).
В результате усвоения материала курса учащиеся смогут понять,
насколько уникален внутренний мир человека, других людей, социума в
целом. Обучающиеся смогут понять их неразрывную связь с внешним миром,
научатся моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и
нести за него ответственность.

Литература для педагога
25

1. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая
эмоциональнокоммуникативная игра”.
2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими
школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
3. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД
ЛТД», 1998.
4. Буйлова

Л.Н.

“Современные

педагогические

технологии

в

дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
5. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
6. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе
обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
7. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые
пруды, 2006. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1.
Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во
“Учитель”, 2006 Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”.
Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
8. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках.
Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
9. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
10. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”.
М.:“Лист”, 1999.
11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
12. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб,
2006. -88с. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо,
2010 Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
13. “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов
дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
14. Симановский

А.Э.

“Развитие

творческого

мышления

детей”.

Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
15. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся
26

начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва,
«Школьная Пресса», 2002г.
16. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
17. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В
помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
18. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера,
19. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
20. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
21. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М.,
Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Литература для обучающихся
1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
2. Барто А.Л. В театре.
3. Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. –
Т.: Укитувчи. 1989.
4. Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ.
ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
5. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках.
Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
6. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
7. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
8. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З.
Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
9. Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы:
Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю
мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства:
“Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
10. Осеева В.А. Волшебное слово
27

11. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо,
12. Русская народная сказка. Лиса и Журавль
13. Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах,
стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
14. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ.,
2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного
поведения). Москва.1991.
15. Толстой Л.Н. Волк и собака.
16. Чуковский К. И. Федорино горе.
17. Чуковский К.И. Мойдодыр.
18. Чуковский К.И. Телефон.
19. Чуковский К.И. Краденое солнце.
20. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
21. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ.,
2010. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
22. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ.,

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».