1
Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы
«Школа общения»
II Направленность
Социально-гуманитарная
III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО
Тупицына Виктория Петровна
2. Год рождения
1988
3. Образование
Высшее
4. Место работы
МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара
5. Должность
Педагог дополнительного образования
6. Квалификационная категория
7. Адрес, телефон
д. Гурина, ул. Центральная, д. 34
IVСведения о программе
1. Срок реализации
1 год
2. Возрастная группа
12-15 лет
3. Тип программы
общеразвивающая
4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели
Разновозрастного детского объединения
По уровню освоения
Общекультурный ознакомительный
5. Цель программы
Повышение уровня коммуникативной компетентности,
обучение учащихся этике общения и активизации
позитивных межличностных взаимоотношений.
6. Ведущие формы и методы образовательной
Тренинги;
беседы,
деятельности
сюжетно-ролевые
проигрывание
диспуты,
игры;
жизненных
дискуссии,
психологические
ситуаций;
дебаты;
игры;
упражнения
творческого характера; самодиагностика.
7.Форма обучения
Очная, с применением дистанционных образовательных
технологий.
8. Формы мониторинга результативности
Входная, промежуточная (анкеты, тесты, зачеты по
пройденным темам, творческие задания творческие
работы, проекты, конкурсы, письменные работы),
итоговая
диагностики
(повторение
материала).
9. Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования
2
изученного
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа социально-гуманитарной направленности «Школа общения»
Пояснительная записка
Общие сведения
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа социально-гуманитарной направленности «Школа общения»
Пояснительная записка
Общие сведения
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в
РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
- «Концепция развития дополнительного образования», (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций
дополнительного
образования
детей» (утверждено
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41);
- «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ»
(включая
разноуровневые
программы)
«Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242»;
- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Детско-юношеский центр «Радуга».
Направленность программы по содержанию - социально-гуманитарная.
Срок реализации – 1 год.
3
В
соответствии
с
«Порядком
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (утверждён Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008) в дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу ежегодно вносятся
изменения.
Актуальность программы.
Общение подростка со сверстниками и взрослыми – главное условие
личностного развития. Неудачи в общении ведут к дискомфорту и никакие
другие факторы не могут это компенсировать.
Общение со сверстниками имеет особое значение в жизни подростка.
Для него это является некой школой социальных отношений и способом
познания себя.
Проблема общения рассматривалась в трудах таких выдающихся ученых
как, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и других
отечественных психологов, которые рассматривали общение, как важное
условие
психического
развития
человека,
его
социализации
и
индивидуализации, формирования личности.
Подростковый возраст является тем периодом, когда происходит
затруднение в общении между ребенком и взрослым. Это обуславливается тем,
что ребенок считает, что родители его не поймут. Чтобы найти выход из
сложившейся проблемной ситуации, взрослый должен трансформировать
свою позицию в сторону позиции ребенка. Психологический барьер нередко
преодолевается с помощью рассказа родителя о том, как он сам вел себя в
детстве в подобных ситуациях. При этом взрослый со своей стороны и со
стороны ребенка дает оценку своим поступкам. Если же подросток
пренебрежительно относится к общению с взрослым, то последний должен
проявить больше терпения и выдержки к интересам и склонностям своего
ребенка. В подростковом возрасте мотив общения с взрослыми приобретает
4
новый мотив: у большинства школьников 14-15 лет преобладает потребность
в доверительном общении с взрослыми.
Характерной чертой подросткового возраста является чередование
периодов «закрытости» и «открытости» в общении. «Закрытость» отмечается
у учащихся 6-8-х классов, а «открытость» у учащихся 7-9-х классов. При
«закрытости» подростки стремятся защититься от постороннего давления,
оградить свой внутренний мир. В данный период неадекватную реакцию могут
вызвать даже нейтральные вопросы.
«Открытые» периоды характеризуются тем, что у подростка возникает
потребность в беседах о своих переживаниях и проблемах, о происходящих
переменах в нем и его жизни. У семиклассников эта проблема удовлетворяется
и сверстниками и взрослыми. У девятиклассников же преобладает острая
необходимость общения именно со взрослыми, которым они доверяют. Такой
выбор партнера по общению заключается в том, что перед этими детьми стоит
задача жизненного самоопределения, выбора профессии, пути дальнейшего
образования. Немалую поддержку в этом случае может оказать учитель,
который пользуется большим авторитетом и уважением у учащихся.
С одной стороны, у подростка очень ярко проявляется желание к
общению и совместной деятельности с друзьями, сверстниками, желание жить
общественной жизнью, иметь близких друзей, с другой - не менее сильная
нужда стать признанным, уважаемым в своей группе сверстников. Решение
этого вопроса становится важнейшей задачей. Из-за переживаний подростка в
ходе решения данной проблемы, могут разрушиться выстроенные отношения
с одноклассниками, дружба со школьными друзьями. Такие переживания
расцениваются как личная драма. Тяжелой ситуацией для подростка является
осуждение окружающего коллектива, товарищей, а самым страшным
наказанием – это нежелание окружающих сверстников общаться, бойкот. Для
любого индивидуума переживание одиночества тяжко и невыносимо. Для
подростка этот момент усугублен неоднократно.
неблагополучно происходящего
с
Вследствие
одноклассниками,
5
подросток
всего
ищет
других знакомств за пределами школьных стен. С большой долей вероятности
он их находит. К сожалению не всегда эти знакомства приводят к позитивным
последствиям.
Отличительные особенности.
Содержание программы определено в соответствии с целями и задачами
воспитания и развития личности гражданина России, обозначенными в
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России» (2009 год), «Концепции развития дополнительного
образования детей» (2022 год). Основная идея программы: повышение уровня
коммуникативной компетентности, обучение учащихся этике общения и
а
к
Программа построена по концентрическому принципу: к одному и тому
т модулю обучающиеся возвращаются несколько раз. Содержание материала
же
и
расширяется
и углубляется.
вАдресат программы.
и
Возраст детей, участвующих в реализации
общеобразовательной
з
общеразвивающей
программы – 12-15 лет. На первый год обучения возможен
а
прием
детей разных возрастов в зависимости от желания ребенка. Дети с ОВЗ
ц
и
дети-инвалиды
с
учетом
состояния
здоровья
могут
заниматься
и
индивидуально
или в общей группе. При планировании работы учитываются
и
рекомендации
индивидуальной программы реабилитации и психологомедико-педагогической комиссии.
пОбъем и сроки реализации образовательной программы.
о
Срок реализации программы – 1 год. Общее количество часов за 1 год
з
обучения
– 34 часа.
и
Режим
и форма организации занятий.
т
Режим занятий один раз в неделю по 1 академическому часу (1
и
академический
час – 45 мин.).
в
1.7. Форма обучения: очная.
н
Формы контроля.
ы
х
6
Контроль проводится в групповой и индивидуальной форме.
Групповые формы: практические задания, тестирование, беседа, опрос.
Индивидуальные формы: выступление перед классом, тесты.
Основные виды контроля результатов:
- входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний
ребенка (беседа, тесты);
- текущий – проводится на каждом занятии: анализ изученного материала;
- промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем:
дидактические игры, кроссворды, тестовые задания;
- итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень
освоения программы.
1.8. Цель и задачи программы.
Целью программы является повышение уровня коммуникативной
компетентности,
обучение
учащихся
этике
общения
и
активизации
п
о
Основные задачи:
з
• Познакомить
учащихся
с
особенностями
взаимоотношений
в
и
подростковой
среде;
т
• Научить
учащихся навыкам
позитивного
общения
со
и
сверстниками;
в
• Обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного
н
коммуникативного
поведения в различных ситуациях;
ы
• Сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного
х
поведения,
умение корректировать своѐ общение в зависимости от ситуации.
1.9. Планируемые результаты.
м
Программа
обеспечивает
достижения
следующих
предметных,
е
метапредметных
и личностных результатов.
ж
л
Предметные:
и
умение
инициировать учебное взаимодействие – вступать в диалог, задавать
ч
н
7
вопросы и т.д.;
• умение вести дискуссию, разрешать конфликты;
• умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс;
• умение уверенно держаться во время выступления; умение отвечать на
незапланированные вопросы;
• умение использовать различные средства сопровождения выступления.
Метапредметные:
• умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ
действия,
привлекая знания из различных областей;
• умение
самостоятельно
найти
необходимую
информацию
в
информационном поле или запросить недостающую информацию у эксперта
(учителя, родителей, специалиста);
• умение выдвигать гипотезы, устанавливать причинноследственные
связи,
• формулировать проблему и находить способы её решения.
Личностные:
• умение устанавливать связь между целью УД и её мотивом, т.е. умение
задать себе вопрос и отвечать на этот вопрос;
• умение коллективного планирования и взаимодействия в группе;
• овладение навыками делового партнерского общения;
• умение находить и исправлять свои ошибки и ошибки в работе других.
В ходе изучения
психологии
общения,
курса у детей сформируются основные знания о
психологии
межличностных
взаимоотношений,
психологии разрешения конфликтов.
Учащиеся
собеседника,
получат
возможность
бесконфликтному
научиться
поведению,
эмпатии,
повышению
уважению
уровня
стрессоустойчивости в конфликтных ситуациях, оценке себя и своих действий
при общении.
8
Учащиеся научатся понимать партнера с помощью вербальных и
невербальных способов общения; излагать и отстаивать свою точку зрения в
соответствии с этическими принципами общения.
9
Учебно-тематический план (1 год обучения) – 34 часа
№ п/п
Тема
Количество
часов
2
Введение в
общения
Этика общения
3
Общение в конфликте
4
Этические нормы
подростков
Психология
взаимоотношений
1
5
практическую психологию
4 часа
4 часа
6 часов
поведения среди
межличностных
4 часа
6 часов
6
Общение в группе сверстников
2 часа
7
Ролевые позиции в общении
1 час
8
Общение с родителями
2 часа
9
Общение с учителями и другими взрослыми
1 час
10
Манипуляции при общении
2 часа
11
Вербальные
и
приемы общения
2 часа
невербальные
10
Содержание программы (1 год обучения) - 34 часа
Тема 1: «Введение в практическую психологию общения» 1.1.
Что такое общение?
1.2. Общение и общительность.
1.3. Характер. Акцентуации характера.
1.4. Эмоции и чувства.
Тема 2: «Этика общения»
1.1. Что такое этика и этикет?
1.2. Этика и культура речевого общения.
1.3. Этика общения в виртуальном пространстве.
1.4. Этическое содержание «техники общения».
Тема 3: «Общение в конфликте»
1.1. Конфликты в общении.
1.2. Причины и виды межличностных конфликтов.
1.3. Технологии эффективного общения в конфликте.
1.4. Способы и средства разрешения конфликтов в общении.
1.5. Внутриличностные и межличностные конфликты.
1.6. Типы конфликтных личностей.
1.7. Неконфликтное общение.
Тема 4: «Этические нормы поведения среди подростков»
1.1. Подростки. Этика и этикет.
1.2. Этика поведения в семье.
1.3. Этика поведения в школе.
1.4. Этика поведения на улице и в общественных местах.
Тема 5: «Психология межличностных взаимоотношений»
1.1. Межличностные отношения
1.2. Типы взаимодействия в межличностных отношениях
1.3. Межличностные
отношения в
несовместимости.
1.4. Межгрупповое взаимодействие.
11
группах.
Понятие
1.5. Взаимное влияние людей в процессе межличностного общения.
1.6. Виды и формы межличностного взаимодействия в школьном
коллективе.
Тема 6: «Общение в группе сверстников»
1.1. Особенности общения в подростковом возрасте.
1.2. Особенности общения подростков в группе сверстников.
Тема 7: «Ролевые позиции в общении»
1.1. Групповые взаимоотношения и структурно-ролевые отношения в
группе сверстников.
Тема 8: «Общение с родителями»
1.1. Особенности общения подростков и родителей.
1.2. Стратегии поведения подростков при общении с родителями.
Тема 9: «Общение с учителями и другими взрослыми»
1.1. Особенности общения со взрослыми в подростковом возрасте.
Тема 10: «Манипуляции при общении»
1.1. Основные
характеристики манипулятивного
общения
подростков.
Тема 11: «Вербальные и невербальные приемы общения»
1.1. Вербальные средства общения.
1.2. Невербальные средства общения.
Форма итогового контроля по 1 году обучения: повторение изученного
материала.
Условия реализации программы.
Материально-техническое оснащение.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
- ручки и простые карандаши для каждого участника;
- проектор и интерактивная доска для просмотра художественных
фильмов;
- тетради для записей учебно-познавательного материала.
Информационное
обеспечение:
12
подключение
к
сети
Интернет,
презентации, фильмы.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования.
Методическое обеспечение.
Формы организации детей на занятии: групповая, индивидуальная, в
программе запланированы мастер-класс, тренинги.
Формы
проведения
занятий:
игровые,
экскурсии
на
природу,
практические.
Методы обучения: тренинги; беседы, диспуты, дискуссии, дебаты;
сюжетно-ролевые игры; психологические игры; проигрывание жизненных
ситуаций; упражнения творческого характера; самодиагностика.
Алгоритм учебного занятия.
Занятие состоит из трех частей: вводная (вступление), основная часть и
заключительная. В зависимости от цели и задач в занятии могут
присутствовать разные этапы. Например, структура практического занятия
может состоять из следующих этапов:
- вводная часть (орг. момент: приветствие, проверка готовности детей к
занятию; мотивация, актуализация знаний, определение цели и темы занятия);
- основная часть (знакомство с новым материалом, отработка навыков,
практическая работа);
- заключительная часть (анализ и оценка работ обучающихся, подведение
итогов, домашнее задание).
В результате усвоения материала курса учащиеся смогут понять,
насколько уникален внутренний мир человека, других людей, социума в
целом. Обучающиеся смогут понять их неразрывную связь с внешним миром,
научатся моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и
нести за него ответственность.
13
Приложение 1
Краткие теоретические и методические материалы.
Раздел I. Введение в практическую психологию общения.
В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает
разными его видами в зависимости от окружающей его среды, от людей, с
которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в житейском опыте.
Для профессиональной деятельности, особенно связанной с людьми и
передачей информации, знаний, данного опыта недостаточно, необходимо
овладеть теоретическими знаниями.
Задания для индивидуальной работы:
Практическая работа № 1. Определение уровня общительности (тест В.Ф.
Ряховского).
Задания для групповой работы: Упражнение «Первое знакомство».
Упражнение «Завоевать внимание». Упражнение «Центр общения».
Раздел II. Этика общения.
Культура общения основана на соблюдении определенных этических
правил и норм. Эти правила называют этикетом. Этикет определяет форму,
технику общения в различных жизненных ситуациях. Главная роль в процессе
коммуникации
принадлежит
хорошо
развитой
речи,
как
средству
человеческого общения.
Задания для индивидуальной работы:
Практическая работа № 2. Диагностика культуры общения. Анкета
«Сквернословие в моей жизни».
Задания для групповой работы:
Упражнение «Шаг навстречу». Игра «Король комплиментов».
Раздел III. Общение в конфликте.
Основу
конфликтных
ситуаций
составляет
столкновение
между
противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными
представлениями о способе их достижения. Конфликт – это трудно
разрешимое противоречие, возникшее между людьми и связанное с острыми
14
эмоциональными переживаниями и конфликтными ситуациями. Общение –
это основное условие конструктивного разрешения конфликтов.
Задания для индивидуальной работы:
Практическая работа № 3. Методика диагностики предрасположенности
личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной).
Раздел IV. Этические нормы поведения среди подростков.
Этикет-это составная часть внешней культуры человека и общества.
Когда мы общаемся с человеком можно легко определить, насколько хорошо
он воспитан. Благоприятное впечатление можно произвести своим внешним
видом, манерой говорить, умением поддерживать разговор, вести себя за
столом, корректным поведением по отношению к старшим, к коллегам по
работе, к прохожим на улице, к соседям по дому. Далеко не все люди нашей
страны - России, придерживаются правил хороших манер. Наглядный пример
плохому поведению в обществе преподносит современная молодежь.
Раздел V. Психология межличностных взаимоотношений.
Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи
между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных
влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной
деятельности и общения. Межличностные отношения - это система установок,
ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди
воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются
содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и
выступают основой формирования социально-психологического климата в
коллективе.
Задания для индивидуальной работы:
Практическая работа № 4. Тест «Восприятие индивидом группы».
Практическая работа № 5. Методика «Исследование уровня эмпатийных
тенденций в классе».
Практическая работа № 6. Методика диагностики уровня эмпатических
способностей В. В. Бойко.
15
Задания для групповой работы:
Изучение психологической атмосферы в классе с помощью картысхемы.
Раздел VI. Общение в группе сверстников.
Из специфических особенностей общения подростков отечественные
психологи выделяют то, что внешние проявления коммуникативного
поведения весьма противоречивы. С одной стороны, в общении с товарищами
подростки проявляют стремление во что бы то ни стало быть такими же, как
все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны
- стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного
друга сосуществует у подростков с лихорадочной сменой приятелей,
способностью
моментально
очаровываться
и
столь
же
быстро
разочаровываться в бывших друзьях.
Задания для индивидуальной работы:
Практическая работа № 7. Методика «Социометрия» Дж. Морено.
Раздел VII. Ролевые позиции в общении.
В современной психологии подробный анализ этих позиций в общении
был разработан Э.Берном.
Э.Берн за единицу общения принял так называемую трансакцию, или
некое базовое (психологическое) состояние Я человека.
Всего им было выделено три таких базовых состояния, которые в
процессе общении у каждого человека проявляются в виде исполнения им трех
специфических (определенных) ролей. Это:
1. Состояния Я человека, психологически напоминающие состояние
родителей и основанные на запечатленных в сознании человека стилях,
формах и методах воспитания и обучения, которые использовали его родители
2. Состояния Я, основанные на объективном отношении и трезвой оценке
событий окружающей действительности.
16
3. Состояния Я, которые все еще сохраняются и действуют в психике
человека с момента их фиксации и проявления в психике и поведении в раннем
детстве.
Задания для индивидуальной работы:
Практическая работа № 8. Трансактный анализ Э. Берна.
Раздел VIII. Общение с родителями.
В подростковом возрасте свойственно двойственное отношение к
взрослым. С одной стороны стремление к эмансипации, с другой остается
очень острой нужда в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они
испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в
правах. Важнейшим фактором сложившихся отношений в этот трудный для
обеих сторон период, является стиль воспитания, сложившийся в семье, и
возможность родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего
ребенка.
Задания для индивидуальной работы:
Практическая работа № 9. Анализ семейных взаимоотношений.
Практическая работа № 10. Методика «Поведение родителей и
отношение подростков к ним».
Раздел IX. Общение с учителями и другими взрослыми.
В подростковом возрасте общение с родителями, учителями и другими
взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства
взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к
ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать
свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со
взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся
ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по
отношению к себе.
Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к
взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо
благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга.
17
В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его
места в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить
свои способности и возможности, лучше познать себя. Совместная
деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому
узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более
глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в
жизни.
Задания для индивидуальной работы:
Практическая работа № 11. Методика «Тест коммуникативных умений Л.
Михельсона».
Раздел X. Манипуляции при общении.
В процессе взаимодействия люди воздействуют друг на друга разными
способами. Одни опираются на человеческие слабости, личные проблемы,
напирают на чувства людей. Такие люди манипуляторы. Все мы порой
прибегаем
к
манипуляции,
возможно
даже
не
замечая
этого,
на
подсознательном уровне. В современном мире человеку иногда приходится
манипулировать, чтобы выжить. Иногда, нам удаѐтся распознать перед собой
человека, использующего такой стиль взаимодействия, и мы начинаем
чувствовать раздражение. Это совершенно нормальная реакция. Трудность
состоит в том, чтобы ловко уйти от этого воздействия.
Задания для индивидуальной работы:
Практическая работа № 12. Диагностика манипулятивного отношения (по
шкале Банта).
Раздел XI. Вербальные и невербальные формы общения.
Общение – неотъемлемая часть в жизни каждого человека. Благодаря
обмену информацией, выражению своих мыслей, мнения, советов и чувств мы
можем нормально жить в обществе, ставить перед собой цели и уверенно
приближаться к их достижению.
Не всегда в спорах, дружеских разговорах и простого обмена
информацией собеседники откровенно выражают свои мысли и чувства.
18
Вербальное и невербальное общение – эти две составляющие присуще в
общении каждого из нас. Умея распознавать признаки невербального общения
в процессе беседы человеку гораздо проще составить правильное мнение о
своем окружении.
19
Список литературы
1. Бодалев
А.А.
Личность
и
общение.
М.:
Международная
педагогическая академия, 1995.
2. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы:
процессы, решения, действия. СПб.: Питер, 2003.
3. Горянина В.А. Психология общения: Учеб.пособие для студ. вузов. –
М.: Академия, 2002.
4. Гулевич О.А. Психология межгрупповых отношений. М.: МПСИ,
2008.
5. Дубовская Е.И., Влияние лидера на сверстников в юношеских
группах: Авто-реф. дис. канд. псих.наук. М., 1984.
6. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.:
Питер, 2009. – 576 с.
7. Кисловская В.Р. К вопросу об эмоциональном отношении школьника
к коллективу // Вопросы психологии. 1971. – №1.
8. Крупенин А.Л., Петровский В.А. Межиндивидуальное влияние //
Личность в общении и деятельности. Ульяновск, 1985.
9. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.
Общение и возрастные особенности. Минск, 1976.
10. Кондратьев М. Ю., Кондратьев Ю. М. Психология отношений
межличностной значимости. — М.: ПЕР СЭ, 2006.
11. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 2005.
12. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. Автореф.
Дис.док.наук. – Л., 1981.
13. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учеб.пособие. – СПб.: Изд-во В.А.
Михайлова, 1999.
14. Подгурецки Ю. Социальная коммуникация. М.: Гелиос АРВ, 2006.
15. Полонский И.С. Педагогические проблемы внешкольного общения
подростков. – М.: Просвещение, 1982.
20
16. Фролов Ю.И. Психология
подростка: Хрестоматия.
М.:
Российское педагогическое агентство, 1997.
17. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Пер. с
англ. / Под общ. Ред. А.А. Реана. – СПб.: Питер, 2000.
18. Реан А.А. Психология подростка. М.: «Прайм-Еврознак», 2003.
19. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы
становления личности / Пер. снем. – М.: Мир, 1994.
20. Толстых, А. В. Подросток в неформальной группе / А.В. Толстых. М.: Знание,1991.
21. Чернова Г.Р., Слотина Т.В. Психология общения. СПб.: Питер, 2012.
22. Штроо В.А. Защитные механизмы: от личности к группе // Вопросы
психологии. 1998.
Фильмы, рекомендуемые для просмотра
1. Х/ф «Чучело». Драма. СССР, 1983 г. Режиссер: Р. Быков.
2. Х/ф «Клуб «Завтрак»». Драма. США, 1985 г.Режиссер: Д. Хьюз.
3. Х/ф «Заплати другому». Драма. США, 2000 г. Режиссер: М. Ледер.
4. Х/ф «Говори». Драма. США, 2004 г. Режиссер: Д. Шарзер.
5. Х/ф «Джуно». Драма, комедия. США, 2007 г. Режиссер: Д. Райтман.
6. Х/ф «Парк культуры и отдыха». Драма, мелодрама, комедия. США,
2009 г. Режиссер: Г. Моттола.
7. Х/ф «Щенок». Детский фильм. Россия, 2009 г. Режиссер: М.
Естафьева.
8. Х/ф «Меня зовут Кхан». Драма. Индия, 2010 г. Режиссер: К. Джохар.
9. Х/ф «Вот я какой». Драма, мелодрама, комедия. США, 2011 г.
Режиссер: М. Павоне.
10. Х/ф «Хорошо быть тихоней». Драма. США, 2012 г. Режиссер: С.
Чбоски.
11. Х/ф «Короткий срок 12». Драма. США, 2013 г. Режиссер: Д. Креттон.
21
12. Х/ф «Я, Эрл и умирающая девушка». Драма, комедия. США, 2015 г.
Режиссер: А. Гомез-Рейон.
Список используемой литературы
1. Алёшина Ю.Е., Конодова А.С. Взаимоотношения подростков в
школьном коллективе / Алёшина Ю.Е., Коноводова А.С. // Ред. Матюшкин
А.М., Попова Н.П. – 1988. – №3 май-июнь 1988.
2. Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические
труды – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996.
3. Вишневская Н. И. О факторах, привлекающих школьников в
неформальные уличные группы // Психология общения и проблемы
коммунистического воспитания: тезисы докладов. Омск, 1981.
4. Ильина А.И. Общительность и темперамент школьников. Пермь:
Перм. кн. изд-во, 1961.
5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Социальная психология малой
группы. М.: Аспект Пресс, 2001.
6. Куницына
В.Н., Казаринова
Н.В., Погольша В.М.
7. Межличностное общение. – СПб, 2002.
8.
Столяренко, Л.Д. Социальная психология – Ростов н/Д, 2009.
9. Трунов, Д.Г. Механизмы манипуляции и типы манипуляторов//
Коммуникация в современной парадигме социального и гуманитарного
знания: Материалы 4-й международной конференции РКА «Коммуникация2008». М., 2008. С. 474-476.
10. Чалдини, Р. Психология влияния. 5-е изд. – Спб.: Питер, 2013. – 304
с.
11. Шепелева, Л.Н. Программы социально-психологических тренингов.
– СПб: Питер, 2011. – 160 с.
22