1
Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы
«Школа общения»
II Направленность
Социально-гуманитарная
III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО
Тупицына Виктория Петровна
2. Год рождения
1988
3. Образование
Высшее
4. Место работы
МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара
5. Должность
Педагог дополнительного образования
6. Квалификационная категория
Соответствие занимаемой должности
7. Адрес, телефон
д. Гурина, ул. Центральная, д.34
IVСведения о программе
1. Срок реализации
1 год
2. Возрастная группа
9-10 лет
3. Тип программы
общеразвивающая
4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели
Разновозрастного детского объединения
По уровню освоения
Общекультурный ознакомительный
5. Цель программы
Формирование у детей нравственных ориентиров при
построении деятельности, общения и взаимоотношений,
основ мировоззрения и самовоспитания.
Тренинги; беседы, диспуты, дискуссии, дебаты;
сюжетно-ролевые игры; психологические игры;
проигрывание жизненных ситуаций; упражнения
творческого характера; самодиагностика.
Очная, с применением дистанционных образовательных
технологий.
Входная, промежуточная (анкеты, тесты, зачеты по
пройденным темам, творческие задания творческие
работы, проекты, конкурсы, письменные работы),
итоговая
диагностики
(повторение
изученного
материала).
Педагог дополнительного образования
6. Ведущие формы и методы образовательной
деятельности
7.Форма обучения
8. Формы мониторинга результативности
9. Кадровое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
2
программа социально-гуманитарной направленности «Школа общения»
Пояснительная записка.
Общие сведения.
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в
РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
- «Концепция развития дополнительного образования», (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций
дополнительного
образования
детей» (утверждено
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41);
- «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ»
(включая
разноуровневые
программы)
«Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242»;
- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Детско-юношеский центр «Радуга».
Направленность программы по содержанию - социально-гуманитарная.
Срок реализации – 1 год.
В
соответствии
с
«Порядком
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (утверждён Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008) в дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу ежегодно вносятся
изменения.
3
Актуальность программы.
Актуальность и социальная значимость программы состоит в том, что она
призвана помочь растущему человеку в постижении норм социальных
отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.
Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками
общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских
контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой
сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач
развития на этом возрастном этапе.
Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе,
мальчики
и
девочки
подструктуры.
К
эмоциональные
связи
представляют,
концу
и
как
начального
правило,
обучения
взаимоотношения
две
независимые
непосредственные
начинают
подкрепляться
нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные
качества личности. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность
осознания своего положения в группе сверстников. Но в конце этого
возрастного периода адекватность восприятия своего социального статуса
резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в
классе (или группе) благополучное положение, склонны его недооценивать, и
напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают
свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу
младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная
перестройка как самих межличностных отношений, так и их осознания.
Проблема общения рассматривалась в трудах таких выдающихся ученых
как, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и других
отечественных психологов, которые рассматривали общение, как важное
условие
психического
развития
человека,
индивидуализации, формирования личности.
Отличительные особенности.
4
его
социализации
и
Содержание программы определено в соответствии с целями и задачами
воспитания и развития личности гражданина России, обозначенными в
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России» (2009 год), «Концепции развития дополнительного
образования детей» (2022 год). Основная идея программы: повышение уровня
коммуникативной компетентности, обучение учащихся этике общения и
а
к
Программа построена по концентрическому принципу: к одному и тому
т модулю обучающиеся возвращаются несколько раз. Содержание материала
же
и
расширяется
и углубляется.
вАдресат программы.
и
Возраст детей, участвующих в реализации
общеобразовательной
з
общеразвивающей
программы – 9-10 лет. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды с
а
учетом
состояния здоровья могут заниматься индивидуально или в общей
ц
группе.
При
планировании
и
индивидуальной
программы
работы
учитываются
реабилитации
и
рекомендации
психолого-медико-
и
педагогической
комиссии.
Объем и сроки реализации образовательной программы.
п
Срок реализации программы – 1 год. Общее количество часов за 1 год
о
обучения
– 68 часов.
з
Режим
и форма организации занятий.
и
Режим занятий один раз в неделю по 1 академическому часу (1
т
академический
час – 45 мин.).
и
1.7. Форма обучения: очная.
в
Формы контроля.
н
Контроль проводится в групповой и индивидуальной форме.
ы
Групповые формы: практические задания, тестирование, беседа, опрос.
х
Индивидуальные формы: выступление перед классом, тесты.
м
Основные виды контроля результатов:
е
ж
5
- входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний
ребенка (беседа, тесты);
- текущий – проводится на каждом занятии: анализ изученного материала;
- промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем:
дидактические игры, тестовые задания;
- итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень
освоения программы.
1.8. Цель и задачи программы.
Целью программы является формирование у детей нравственных
ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений,
о
с
Основные задачи:
н
• формирование
основ
морали
–
осознанной
обучающимся
онеобходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в
вобществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
• укрепление
у
младшего
школьника
позитивной
нравственной
м
самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
и
• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям,
р
совершаемым
на основе морального выбора, к принятию ответственности за
о
их
результаты, целеустремленности и
настойчивости
в достижении
в
результата;
о
з
з
• воспитание нравственных чувств и этического сознания.
1.9. Планируемые результаты.
Программа
обеспечивает
достижения
следующих
предметных,
р
метапредметных и личностных результатов.
е
Предметные:
н
• умение инициировать учебное взаимодействие – вступать в диалог,
и
задавать вопросы и т.д.;
я
• умение вести дискуссию, разрешать конфликты;
и
6
• умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс;
• умение уверенно держаться во время выступления; умение отвечать на
незапланированные вопросы;
• умение использовать различные средства сопровождения выступления.
Метапредметные:
• умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ
действия,
привлекая знания из различных областей;
• умение
самостоятельно
найти
необходимую
информацию
в
информационном поле или запросить недостающую информацию у эксперта
(учителя, родителей, специалиста);
• умение выдвигать гипотезы, устанавливать причинноследственные
связи,
• формулировать проблему и находить способы её решения.
Личностные:
• умение устанавливать связь между целью УД и еѐ мотивом, т.е. умение
задать себе вопрос и отвечать на этот вопрос;
• умение коллективного планирования и взаимодействия в группе;
• овладение навыками делового партнерского общения;
• умение находить и исправлять свои ошибки и ошибки в работе других.
В ходе курса у учащихся сформируется позитивное отношение к
занятиям, к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.Учащиеся
получат опыт взаимодействия со сверстниками, старшими
и младшими
детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными
нормами, опыт самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя
гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты
следующие
воспитательные
результаты:
начальные
представления
о
моральных нормах и правилах нравственного поведения; нравственноэтический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими
детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными
7
нормами; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к
человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально
реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в
целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков
других людей; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое
отношение к младшим; знание традиций своей семьи и образовательного
учреждения, бережное отношение к ним.
Учебно-тематический план (1 год обучения) – 68 часов
№
Дата
Наименование разделов и тем
8
Виды
Кол-во
деятельности
часов
1 ч.
Вспомнить и осмыслить
прежние занятия, когда
они учились жить вместе.
1 ч.
Осознание значимости и
необходимости
умения
принимать и осуществлять
не только совместные, но и
индивидуальные решения.
1.
Мы учились жить вместе. Зачем?
2.
Чем мы будем заниматься в этом году?
3.
Азбука этики. Основные понятия этики.
1 ч.
4.
Как я выгляжу.
1 ч.
5.
Я – личность. Мои роли
2 ч.
6.
Нравственные сказки
2 ч.
9
Понятия «этика», «добро»,
«зло», «плохо», «хорошо».
Познакомить и изучить
правила этикета в школе.
Деловая игра и ее правила.
Понятия «внешний вид» и
«внутренний
мир»
человека. Показать, что
внешний вид зависит от
отношения человека к себе
и его характера. Внешний
вид человека формирует
отношение
к
нему
окружающих.
Понятия
«личность»,
«индивидуальность».
Назначение человека в
жизни. Мои роли.
Особенности
развития мальчика
и
девочки
и
их
общественные роли.
Понятия «зло», «добро»,
«жизнь»,
«обычаи»,
«традиции». Показать, как
в
сказках
отражается
жизнь людей. Сказки
народов Кавказа. Сказки «рецепты поведения» во
имя
добра
и
справедливости на земле.
Герои сказок и герои
жизни,
сходство
и
различие.
7.
Устав – основной закон школы.
1 ч.
8.
Человек и его имя.
1 ч.
9.
Я и мои друзья.
1 ч.
10.
Верность слову.
2 ч.
11.
Речевой этикет
1 ч.
10
Понятия «закон», «Устав»,
«Устав школы», «права»,
«обязанности». Права и
обязанности, зачем они
нужны. Обязанности в
школе.
Права
и
обязанности ученика.
Понятия
«имя»,
«фамилия»,
«отчество»,
«кличка», «прозвище». Не
имя красит человека, а
дела
и
поступки.
Нравственный поступок,
каким он может и должен
быть.
Безнравственный
поступок
Понятия
«друг»,
«товарищ»,
«приятель»,
«знакомый». Роль дружбы
в жизни человека. Дружба
в классе. Умеем ли мы
дружить. Вместе - нам
веселей, вместе мы вдвое
сильней. Ролевая игра
Понятия
«слово»,
«верность слову», «честь».
Верность слову как черта
характера. Можно ли (и
нужно ли) всегда быть
верным дан ному тобой
слову. Рассказ «Честное
слово».
(Обсудить
с
учениками.)
Понятия «речь», «диалог»,
«рассказ»,
«спор».
Повторить
понятия
«этикет»,
«правила
речевого этикета». Речевой
этикет и манера поведения
(жесты, мимика, поза).
12.
Умение общаться.
1 ч.
13.
Этикет в общественных местах.
1 ч.
14.
Библиотека – хранительница знаний.
1 ч.
Книга - твой вечный друг.
Понятия
«библиотека»,
«каталог», «хранительница
знания». Экскурсия в
библиотеку.
Правила
пользования и поведения в
библиотеке.
15.
Отзывчивость и доброта.
2 ч.
16.
Я познаю себя и других.
2 ч.
Понятие
«доброта».
Доброта и отзывчивость в
сказках
и
в
жизни
человека. Что значит быть
добрым
человеком?
Почему существует зло?
Понятия
«оценка»,
«моральная
оценка»,
«самооценка»,
«поступок». Отношение к
себе и другим. Объяснить
понятия «ссора», «скан
дал»,
«конфликт».
Ответственность человека
за
свои
поступки.
Моральная
оценка
поступков людей.
11
Понятия
«общение»,
«уважение»,
«вежливость»,
«тактичность».
Правила
общения по телефону.
Правила общения при
обмене мнениями. Обмен
мнениями на спортивных
занятиях и экскурсиях.
Понятия
«вежливость»,
«тактичность»,
«деликатность». Как я
слушаю музыку. Правила
поведения на концерте, в
театре, музее и кино.
Деловая игра «Ты в театре
и музее».
17.
Формы моральной оценки и самооценки.
2 ч.
18.
Культура поведения человека.
2 ч.
19.
Как человек принимает решение.
2 ч.
20.
Принимать решение нелегко.
1 ч.
Понимание, что принимать
решение – трудное дело;
овладевают
смыслом
ключевых слов: вариант,
жизненный опыт.
21.
Ограничения и самоограничение.
1 ч.
Понятия
«закон»,
«ограничения»,
«официальный»,
«самоограничение»: жизнь
людей организуется по
писанным и неписанным
законам, их соблюдение
требует
от
каждого
человека самостоятельно
принимать
решение,
которое ограничивает его,
ставят в определённые
рамки.
12
Понятия
«оценка»,
«моральная
оценка»,
«самооценка»,
«поступок». Отношение к
себе и другим. Объяснить
понятия «ссора», «скан
дал»,
«конфликт».
Ответственность человека
за
свои
поступки.
Моральная
оценка
поступков людей.
Понятия
«культура»,
«культура
поведения»,
«правила
приличия»,«культурное»,
и
«некультурное»
поведение. Деловая игра
«Учимся
культуре
поведения».
Осознание, что не всякое
решение целесообразно,
овладевают
ключевыми
словами: компетентность,
компетентный,
компетенция.
22.
Каждый выбирает по себе.
1 ч.
Убеждение, что каждый
самостоятельно принимает
то
решение,
которое
подходит больше всего
именно ему.
23.
Я учусь быть самостоятельным.
2 ч.
24.
Праздничный этикет.
1 ч.
Понятие « алгоритм»,
«ученик», « учитель»:
каждый человек является
одновременно и учителем
и учеником: он учится чтото делать самостоятельно,
глядя на других людей, и
помогает им становиться
самостоятельным.
Понятие
«праздник».
Праздник в школе и в
классе. Правила эти кета на
празднике.
25.
Повторительно-обобщающий урок.
1 ч.
Обобщить знания по курсу
«Воспитание
самостоятельности»,
ролевая игра.
26.
Азбука этики. Культура поведения и
такт.
1 ч.
27.
Культура общения.
1 ч.
Внешний вид человека.
Внутренний мир человека.
Культура поведения. Такт.
Плохое
и
хорошее
поведение.
Культурный
человек.
Вежливость.
Вежливое отношение к
окружающим.
Игра
«Вежливо или невежливо»
Дать понятия «общение»,
«чувства», «настроение»,
показать, что каждый
человек индивидуален, но
он живет среди других
людей, что внешний вид,
отношение к другим
людям, поведение в школе
и дома за висят от них
самих и выражается в их
общении с другими
людьми.
13
28.
Человек и его имя.
2 ч.
29.
Моя малая Родина.
2 ч.
30.
Устав – основной закон школы.
1 ч.
31.
Речевой этикет.
1 ч.
14
Дать
понятия
«имя»,
«имена
мужские
и
женские», «русские име на
и
православные»,
«значение имен», что
означает «уважать имя че
ловека»,
показать
необходимость
уважать
имя любого человека и с
уважением относиться к
своему имени, показать,
что человек красит свое
имя своими поступками.
Дать понятия «Родина»,
«патриотизм», любовь к
Родине, подвиг во имя
Родины, «малая Родина».
Родина и твой дом. Война провер ка любви к Родине
у всего народа, живущего в
стране.
Дать понятия «закон»,
«общество»,
«государство», показать,
что
права,
предоставленные
государством,
накладывают на человека
оп
ределенные
обязанности.
Дать понятия «общение»,
«речь», показать, что в
общении
глав
ным
является не столько речь,
сколько тон голоса, позы,
жесты, кото рые придают
речи особые оттенки,
выражающие отношение
одного человека к другому
и к себе.
Дать понятия «воля»,
«сила воли», «характер»
(положительный
и
отрицательный),
«настроение»,
«чувство».
Человек
должен владеть своими
чувствами
и
своим
настроением,
стараться
понимать
чувства
и
настроение других.
Дать понятия «этикет в
общественных
местах»,
«этикет в столо вой»,
«этикет на перемене»,
провести деловые игры
«мы в столовой», «мы на
перемене», «мы в школе».
32.
Чувство, настроение и характер.
2 ч.
33.
Школьный этикет.
2 ч.
34.
Праздники в жизни человека.
1 ч.
Дать понятия «праздник»,
особенности праздников в
школе,
в
коллективе
класса, «в стране».
35.
Цветы в жизни человека.
1 ч.
36.
Поступки человека и его характер.
1 ч.
Роль цветов в жизни
человека,
легенды
о
цветах. Правила да рения
цветов.
Дать понятия «сильный
характер»,
«слабый
характер», вредные и
нужные
привычки,
«поступок»,
роль
поступков
в
формировании характера.
37.
Нравственные отношения в коллективе.
1 ч.
15
Дать понятия «уважение»,
отношения между людьми,
«виды от ношений между
людьми»
(знакомы,
приятельские,
товарищеские,
дружеские),
золотое
правило Библии.
Мода и школьная одежда.
1 ч.
Дать понятия «мода»,
«одежда», «форма», как
рождается мода. Является
ли
модная
одежда
показателем культуры и
знаний человека. Мода и
этикет. Модная одежда и
отношения ребят в классе.
39.
Приветствие и знакомства.
1 ч.
40.
Поведение в общественных местах.
1 ч.
41.
Человек в природе и его здоровье.
1 ч.
42.
Нравственное отношение в семье.
2 ч.
Дать
понятия
«приветствие»,
«знакомство».
Формы
приветствия, приветствия
у народов разных стран;
общение будет приятным
только
тогда,
когда
правила знакомства и
приветствия выполняются
доброже лательно.
Дать понятия «улица»,
«транспорт»,
«кафе».
Основные правила этикета
и отношение человека к
людям
на
улице,
в
транспорте, кафе, местах
отдыха. Основные правила
этикета в кафе. Что и как
едят.
Дать понятия «природа»,
«здоровье»,
«экология»,
«охрана
при
роды».
Правила
поведения
в
походе, на отдыхе, на
пляже.
Отношение
к
животным.
Дать понятия «семья»,
«родители», «бабушка»,
«дедушка», «се стры»,
«братья»,
«родословное
дерево». Правила общения
в семье. Ответственность
друг за друга.
38.
16
43.
Я отвечаю за свои поступки.
2 ч.
Дать
понятия
«ответственность»,
«Ответственный»,
«
безответственный»:
всякий
человек
несёт
ответственность за своё
поведение.
44.
Как решить конфликт.
2 ч.
45.
Сильный человек.
1 ч.
46.
Оценка решения.
1 ч.
47.
Как влиять на поведение другого
человека.
1 ч.
48.
Решительное поведение.
2 ч.
Дать понятия «конфликт»,
«терпимость»,
«
характер»6
для
разрешения
конфликта
необходимо
проявлять
терпимость.
Дать понятия «дух», «
душа»,»самосознание», «
сильный
человек»:
осознание, в чём сила
человека, и овладение
ключевыми словами.
Понятия « критерий», «
оценка»,
«
успех»:
вырабатывание некоторых
критерий
оценки
самостоятельного
решения.
Понятия «аргумент», «
убеждать»:
понимание
важности убедительного
аргументирования своего
мнения.
Понятия « решительный»,
«
решительность»:
решительное
поведение
свойственно
самостоятельному
человеку.
49.
Учимся принимать самостоятельное
решение.
2 ч.
Понятия
«ресурсы»,
«возможности»,
«
обстоятельства»:
овладение
алгоритмом
принятия решения.
50.
Обобщающий урок по курсу.
1 ч.
Обобщение
знаний,
которым научились по
курсу.
17
Содержание программы (1 год обучения) - 68 часов
Название
разделов, модулей
и тем
Колво ч
Примерное содержание
Материалы и
инструменты для
обучающихся
1.
Мы учились жить
вместе. Зачем?
1 ч.
Вспомнить
и
осмыслить
прежние занятия, когда они
учились жить вместе.
2.
Чем мы будем
заниматься в этом
году?
1 ч.
Осознание
значимости
и Тетрадь,ручка,простой
необходимости
умения карандаш,цветные
принимать и осуществлять не карандаши.
только совместные, но и
индивидуальные решения.
3.
Азбука этики.
Основные понятия
этики.
1 ч.
А4,ручка,простой
Понятия «этика», «добро», Лист
«зло», «плохо», «хорошо». карандаш,цветные
Познакомить и изучить правила карандаши.
этикета в школе. Деловая игра и
ее правила.
4.
Как я выгляжу.
1 ч.
Понятия «внешний вид» и Тетрадь,ручка,простой
«внутренний мир» человека. карандаш,цветные
Показать, что внешний вид карандаши.
зависит от отношения человека
к себе и его характера. Внешний
вид
человека
формирует
отношение
к
нему
окружающих.
5.
Я – личность. Мои
роли
2 ч.
Понятия
«личность», Тетрадь,ручка,простой
карандаш,цветные
«индивидуальность».
Назначение человека в жизни. карандаши.
Мои роли.
Особенности
развития
мальчика и девочки и их
общественные роли.
6.
Нравственные сказки
2 ч.
Понятия
«зло»,
«добро», Тетрадь,ручка,простой
«жизнь»,
«обычаи», карандаш,цветные
«традиции». Показать, как в карандаши.
сказках
отражается
жизнь
людей. Сказки народов Кавказа.
Сказки - «рецепты поведения»
во имя добра и справедливости
на земле. Герои сказок и герои
жизни, сходство и различие.
18
7.
Устав – основной
закон школы.
1 ч.
картон,
Понятия «закон», «Устав», Цветной
«Устав
школы»,
«права», пластилин, доска для лепки
«обязанности».
Права
и
обязанности, зачем они нужны.
Обязанности в школе. Права и
обязанности ученика.
8.
Человек и его имя.
1 ч.
А4,ручка,простой
Понятия «имя», «фамилия», Лист
«отчество»,
«кличка», карандаш,цветные
«прозвище». Не имя красит карандаши.
человека, а дела и поступки.
Нравственный поступок, каким
он может и должен быть.
Безнравственный поступок
9.
Я и мои друзья.
1 ч.
Понятия «друг», «товарищ», А4, цв. карандаши, цв.
«приятель», «знакомый». Роль Бумага.
дружбы в жизни человека.
Дружба в классе. Умеем ли мы
дружить. Вместе - нам веселей,
вместе мы вдвое
сильней. Ролевая игра
10. Верность слову.
2 ч.
А4,ручка,простой
Понятия «слово», «верность Лист
слову», «честь». Верность слову карандаш,цветные
как черта характера. Можно ли карандаши.
(и нужно ли) всегда быть
верным дан ному тобой слову.
Рассказ
«Честное
слово».
(Обсудить с учениками.)
11. Речевой этикет
1 ч.
А4,ручка,простой
Понятия «речь», «диалог», Лист
«рассказ», «спор». Повторить карандаш,цветные
понятия «этикет», «правила карандаши.
речевого этикета». Речевой
этикет и манера поведения
(жесты, мимика, поза).
12. Умение общаться.
1 ч.
Понятия
«общение», Тетрадь,ручка,простой
«уважение»,
«вежливость», карандаш,цветные
«тактичность».
Правила карандаши.
общения по телефону. Правила
общения при обмене мнениями.
Обмен
мнениями
на
спортивных
занятиях
и
экскурсиях.
19
13. Этикет в
общественных
местах.
1 ч.
Понятия
«вежливость», Фломастеры, бумага в
«тактичность», «деликатность». клеточку, А4, восковые
Как я слушаю музыку. Правила карандаши, акварель.
поведения на концерте, в
театре, музее и кино. Деловая
игра «Ты в театре и музее».
14. Библиотека –
хранительница
знаний.
1 ч.
Книга - твой вечный друг. Тетрадь,ручка,простой
Понятия
«библиотека», карандаш,цветные
«каталог»,
«хранительница карандаши.
знания».
Экскурсия
в
библиотеку.
Правила
пользования и поведения в
библиотеке.
15. Отзывчивость и
доброта.
2 ч.
Понятие «доброта». Доброта и Тетрадь,ручка,простой
отзывчивость в сказках и в карандаш,цветные
жизни человека. Что значит карандаши.
быть
добрым
человеком?
Почему существует зло?
16. Я познаю себя и
других.
2 ч.
Понятия «оценка», «моральная Тетрадь,ручка,простой
оценка»,
«самооценка», карандаш,цветные
«поступок». Отношение к себе карандаши.
и другим. Объяснить понятия
«ссора»,
«скан
дал»,
«конфликт». Ответственность
человека за свои поступки.
Моральная оценка поступков
людей.
17. Формы моральной
оценки и самооценки.
2 ч.
Понятия «оценка», «моральная Тетрадь,ручка,простой
оценка»,
«самооценка», карандаш,цветные
«поступок». Отношение к себе карандаши.
и другим. Объяснить понятия
«ссора»,
«скан
дал»,
«конфликт». Ответственность
человека за свои поступки.
Моральная оценка поступков
людей.
18. Культура поведения
человека.
2 ч.
Понятия «культура», «культура Тетрадь,ручка,простой
поведения»,
«правила карандаш,цветные
карандаши.
приличия»,«культурное», и
«некультурное»
поведение.
Деловая игра «Учимся культуре
поведения».
20
19. Как человек
принимает решение.
2 ч.
Осознание, что не всякое А4, восковые карандаши,
решение
целесообразно, акварель.
овладевают
ключевыми
словами:
компетентность,
компетентный, компетенция.
20. Принимать решение
нелегко.
1 ч.
Понимание, что принимать Тетрадь,ручка,простой
решение – трудное дело; карандаш,цветные
овладевают смыслом ключевых карандаши.
слов: вариант, жизненный опыт.
21. Ограничения и
самоограничение.
1 ч.
Понятия
«закон», Тетрадь,ручка,простой
карандаш,цветные
«ограничения»,
карандаши.
«официальный»,
«самоограничение»:
жизнь
людей
организуется
по
писанным
и
неписанным
законам,
их
соблюдение
требует от каждого человека
самостоятельно
принимать
решение, которое ограничивает
его, ставят в определённые
рамки.
22. Каждый выбирает по
себе.
1 ч.
Убеждение,
что
каждый Цветная бумага, ножницы,
самостоятельно принимает то клей, цветные карандаши,
решение, которое подходит фломастеры.
больше всего именно ему.
23. Я учусь быть
самостоятельным.
2 ч.
Понятие « алгоритм», «ученик», Тетрадь,ручка,простой
« учитель»: каждый человек карандаш,цветные
является
одновременно
и карандаши.
учителем и учеником: он учится
что-то делать самостоятельно,
глядя на других людей, и
помогает
им
становиться
самостоятельным.
24. Праздничный этикет.
1 ч.
Понятие
«праздник». Праздник в
школе и в классе. Правила эти
кета на празднике.
25. Повторительнообобщающий урок.
1 ч.
Обобщить знания по курсу
«Воспитание
самостоятельности»,
ролевая
игра.
21
26. Азбука этики.
Культура поведения и
такт.
1 ч.
Внешний
вид
человека. Тетрадь,ручка,простой
Внутренний мир человека. карандаш,цветные
Культура поведения. Такт. карандаши.
Плохое и хорошее поведение.
Культурный
человек.
Вежливость.
Вежливое
отношение к окружающим.
Игра «Вежливо или невежливо»
27. Культура общения.
1 ч.
Дать понятия «общение»,
«чувства», «настроение»,
показать, что каждый человек
индивидуален, но он живет
среди других людей, что
внешний вид, отношение к
другим людям, поведение в
школе и дома за висят от них
самих и выражается в их
общении с другими людьми.
28. Человек и его имя.
2 ч.
Дать понятия «имя», «имена Тетрадь,ручка,простой
мужские и женские», «русские карандаш,цветные
име на и православные», карандаши.
«значение имен», что означает
«уважать имя че ловека»,
показать
необходимость
уважать имя любого человека и
с уважением относиться к
своему имени, показать, что
человек красит свое имя своими
поступками.
29. Моя малая Родина.
2 ч.
Дать
понятия
«Родина», Тетрадь,ручка,простой
«патриотизм»,
любовь
к карандаш,цветные
Родине, подвиг во имя Родины, карандаши.
«малая Родина». Родина и твой
дом. Война - провер ка любви к
Родине
у
всего
народа,
живущего в стране.
30. Устав – основной
закон школы.
1 ч.
Дать
понятия
«закон», Тетрадь,ручка,простой
«общество»,
«государство», карандаш,цветные
показать,
что
права, карандаши.
предоставленные государством,
накладывают на человека оп
ределенные обязанности.
22
Лист
А4,ручка,простой
карандаш,цветные
карандаши.
31. Речевой этикет.
1 ч.
Цветной
картон,
Дать понятия «общение»,
«речь», показать, что в общении пластилин, доска для лепки
глав ным является не столько
речь, сколько тон голоса, позы,
жесты, кото рые придают речи
особые оттенки, выражающие
отношение одного человека к
другому и к себе.
32. Чувство, настроение и
характер.
2 ч.
Дать понятия «воля», «сила Лист
А4,ручка,простой
воли»,
«характер» карандаш,цветные
(положительный
и карандаши.
отрицательный), «настроение»,
«чувство». Человек должен
владеть своими чувствами и
своим настроением, стараться
понимать чувства и настроение
других.
33. Школьный этикет.
2 ч.
Дать
понятия
«этикет
в А4, цв. карандаши, цв.
общественных местах», «этикет Бумага.
в столо вой», «этикет на
перемене», провести деловые
игры «мы в столовой», «мы на
перемене», «мы в школе».
34. Праздники в жизни
человека.
1 ч.
А4,ручка,простой
Дать
понятия
«праздник», Лист
особенности праздников в карандаш,цветные
школе, в коллективе класса, «в карандаши.
стране».
35. Цветы в жизни
человека.
1 ч.
А4,ручка,простой
Роль цветов в жизни человека, Лист
карандаш,цветные
легенды о цветах. Правила да
карандаши.
рения цветов.
36. Поступки человека и
его характер.
1 ч.
Дать
понятия
«сильный Тетрадь,ручка,простой
характер», «слабый характер», карандаш,цветные
вредные и нужные привычки, карандаши.
«поступок», роль поступков в
формировании характера.
37. Нравственные
отношения в
коллективе.
1 ч.
Дать понятия «уважение», Фломастеры, бумага в
отношения между людьми, клеточку, А4, восковые
«виды от ношений между карандаши, акварель.
людьми»
(знакомы,
приятельские, товарищеские,
дружеские), золотое правило
Библии.
23
38. Мода и школьная
одежда.
1 ч.
Дать
понятия
«мода», Тетрадь,ручка,простой
«одежда»,
«форма»,
как карандаш,цветные
рождается мода. Является ли карандаши.
модная одежда показателем
культуры и знаний человека.
Мода и этикет. Модная одежда
и отношения ребят в классе.
39. Приветствие и
знакомства.
1 ч.
Дать понятия «приветствие», Тетрадь,ручка,простой
«знакомство».
Формы карандаш,цветные
приветствия, приветствия у карандаши.
народов разных стран; общение
будет приятным только тогда,
когда правила знакомства и
приветствия
выполняются
доброже лательно.
40. Поведение в
общественных
местах.
1 ч.
Дать
понятия
«улица», Тетрадь,ручка,простой
«транспорт», «кафе». Основные карандаш,цветные
правила этикета и отношение карандаши.
человека к людям на улице, в
транспорте,
кафе,
местах
отдыха. Основные правила
этикета в кафе. Что и как едят.
41. Человек в природе и
его здоровье.
1 ч.
Дать
понятия
«природа», Тетрадь,ручка,простой
«здоровье»,
«экология», карандаш,цветные
«охрана при роды». Правила карандаши.
поведения в походе, на отдыхе,
на пляже. Отношение к
животным.
42. Нравственное
отношение в семье.
2 ч.
Дать
понятия
«семья», Тетрадь,ручка,простой
«родители»,
«бабушка», карандаш,цветные
«дедушка»,
«се
стры», карандаши.
«братья»,
«родословное
дерево». Правила общения в
семье. Ответственность друг за
друга.
43. Я отвечаю за свои
поступки.
2 ч.
Дать
понятия А4, восковые карандаши,
акварель.
«ответственность»,
«Ответственный»,
«
безответственный»:
всякий
человек несёт ответственность
за своё поведение.
24
44. Как решить
конфликт.
2 ч.
Дать понятия «конфликт», Тетрадь,ручка,простой
«терпимость», « характер»6 для карандаш,цветные
разрешения
конфликта карандаши.
необходимо
проявлять
терпимость.
45. Сильный человек.
1 ч.
Дать
понятия
«дух»,
« Тетрадь,ручка,простой
душа»,»самосознание»,
« карандаш,цветные
сильный человек»: осознание, в карандаши.
чём сила человека, и овладение
ключевыми словами.
46. Оценка решения.
1 ч.
Понятия « критерий», « Цветная бумага, ножницы,
оценка»,
«
успех»: клей, цветные карандаши,
вырабатывание
некоторых фломастеры.
критерий
оценки
самостоятельного решения.
47. Как влиять на
поведение другого
человека.
1 ч.
Понятия
«аргумент»,
« Тетрадь,ручка,простой
убеждать»:
понимание карандаш,цветные
важности
убедительного карандаши.
аргументирования
своего
мнения.
48. Решительное
поведение.
2 ч.
Понятия « решительный», « Тетрадь,ручка,простой
решительность»: решительное карандаш,цветные
поведение
свойственно карандаши.
самостоятельному человеку.
49. Учимся принимать
самостоятельное
решение.
2 ч.
А4,ручка,простой
Понятия
«ресурсы», Лист
«возможности»,
« карандаш,цветные
обстоятельства»:
овладение карандаши.
алгоритмом принятия решения.
50. Обобщающий урок по
курсу.
1 ч.
Обобщение знаний, которым Тетрадь,ручка,простой
карандаш,цветные
научились по курсу.
карандаши.
25
Условия реализации программы.
Материально-техническое оснащение.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
- ручки и простые карандаши для каждого участника;
- проектор и интерактивная доска для просмотра художественных
фильмов;
- тетради для записей учебно-познавательного материала.
Информационное
обеспечение:
подключение
к
сети
Интернет,
презентации, фильмы.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования.
Формы аттестации. Контроль за результатами освоения программы
осуществляется на основе системы мониторинга.
Мониторинг результативности проводится в двух аспектах. Первое - это
положительное отношение обучающихся к миру общения в целом,
способность проявлять свое отношение к действительности через призму
общения, повышенный эмоциональный фон в процессе деятельности и
удовлетворенность обучающихся результатом деятельности. Второе - это
сумма достижений: награды, результаты конкурсов.
Для определения результатов осуществляется диагностика, тестирование,
наблюдение.
Методическое обеспечение
Формы организации детей на занятии: групповая, индивидуальная, в
программе запланированы мастер-класс, тренинги.
Формы
проведения
занятий:
игровые,
экскурсии
на
природу,
практические.
Методы обучения: тренинги; беседы, диспуты, дискуссии, дебаты;
сюжетно-ролевые игры; психологические игры; проигрывание жизненных
ситуаций; упражнения творческого характера; самодиагностика.
Алгоритм учебного занятия.
Занятие состоит из трех частей: вводная (вступление), основная часть и
26
заключительная. В зависимости от цели и задач в занятии могут
присутствовать разные этапы. Например, структура практического занятия
может состоять из следующих этапов:
- вводная часть (орг. момент: приветствие, проверка готовности детей к
занятию; мотивация, актуализация знаний, определение цели и темы занятия);
- основная часть (знакомство с новым материалом, отработка навыков,
практическая работа);
- заключительная часть (анализ и оценка работ обучающихся, подведение
итогов, домашнее задание).
В результате усвоения материала курса учащиеся смогут понять,
насколько уникален внутренний мир человека, других людей, социума в
целом. Обучающиеся смогут понять их неразрывную связь с внешним миром,
научатся моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и
нести за него ответственность.
Литература для педагога
27
1. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая
эмоциональнокоммуникативная игра”.
2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими
школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
3. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД
ЛТД», 1998.
4. Буйлова
Л.Н.
“Современные
педагогические
технологии
в
дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
5. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
6. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе
обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
7. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые
пруды, 2006. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1.
Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во
“Учитель”, 2006 Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”.
Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
8. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках.
Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
9. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
10. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”.
М.:“Лист”, 1999.
11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
12. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб,
2006. -88с. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо,
2010 Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
13. “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов
дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
14. Симановский
А.Э.
“Развитие
творческого
мышления
детей”.
Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
28
15. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся
начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва,
«Школьная Пресса», 2002г.
16. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
17. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В
помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
18. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера,
19. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
20. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
21. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М.,
Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Литература для обучающихся
1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
2. Барто А.Л. В театре.
3. Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. –
Т.: Укитувчи. 1989.
4. Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ.
ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
5. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках.
Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
6. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
7. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
8. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З.
Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
9. Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы:
Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю
мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства:
“Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
29
10. Осеева В.А. Волшебное слово
11. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо,
12. Русская народная сказка. Лиса и Журавль.
13. Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах,
стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
14. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ.,
2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного
поведения). Москва.1991.
15. Толстой Л.Н. Волк и собака.
16. Чуковский К. И. Федорино горе.
17. Чуковский К.И. Мойдодыр.
18. Чуковский К.И. Телефон.
19. Чуковский К.И. Краденое солнце.
20. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
21. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ.,
2010. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
22. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ.,
30