Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы
«Школа творчества»
II Направленность
Социально-гуманитарная
III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО
Нечаева Ольга Ивановна
2. Год рождения
1976
3. Образование
Среднее профессиональное
4. Место работы
МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара
5. Должность
Педагог дополнительного образования
6. Квалификационная категория
-
7. Адрес, телефон
Кудымкарский
МО,
д.
Гурина,
ул.
Центральная, д.34
IVСведения о программе
1. Срок реализации
1 год
2. Возрастная группа
5-7 лет
3. Тип программы
общеразвивающая
4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели
Разновозрастного детского объединения
По уровню освоения
Общекультурный ознакомительный
5. Цель программы
Мотивировать и формировать интерес к
детским книгам. Расширяя читательский
кругозор детей, формируя привычку и
способность
к
целенаправленному
самостоятельному выбору и чтению книг,
формирование
потребности
в
систематическом чтении как средстве
познания мира и самого себя.
6. Ведущие формы и методы образовательной Экскурсии, игры-путешествия, конкурсы
деятельности
знатоков загадок и пословиц, конкурсы
стихов, турниры эрудитов, выставки
рисунков и творческих работ, праздники,
беседы.
7.Форма обучения
Очная.
8. Формы мониторинга результативности
Входная,
промежуточная
пройденным
творческие
диагностики
темам,
работы,
(беседы
творческие
конкурсы),
(повторение
задания
итоговая
изученного
материала).
9. Кадровое обеспечение
по
Педагог дополнительного образования
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-гуманитарной направленности
«Школа творчества»
Общение с книгой –
высшая и незаменимая форма
интеллектуального развития человека.
А. Твардовский
1. Пояснительная записка
1.1. Общие сведения
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в
РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
- «Концепция развития дополнительного образования», (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ»
(включая
разноуровневые
программы)
«Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242».
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций
дополнительного
образования
детей» (утверждено
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41);
- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Детско-юношеский центр «Радуга».
Направленность программы по содержанию – социально-гуманитарная.
Срок реализации – 1 год.
1.2. Актуальность программы.
Актуальность программы определена тем, что перед педагогом стоит
задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы
общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально
активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать
устойчивыми качествами личности.
Деятельность
кружка
развивает
творческие
способности
детей,
читательское мастерство у детей и повышает их заинтересованность в чтении,
приобретаются навыки работы со справочным и обзорным материалом.
Педагогическая целесообразность: данная программа педагогически
целесообразна, так как поможет сформировать коммуникативные качества у
ребят, а также научит пользоваться библиотекой и самостоятельно работать с
различными источниками информации.
Это не может быть достигнуто без серьёзной работы детей с детскими
книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и
чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина
массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки
существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где
господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к
чтению. Мы наблюдаем:
- изменение характера чтения;
- преобладание «делового» чтения над «свободным»;
- возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы
только по школьной программе;
- в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа
с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Для решения данной проблемы создана программа литературного кружка
«Школа творчества».
Этот курс необходим по ряду причин:
1. количество часов работы библиотеки уменьшилось (с 7 часов – 5 часов
в неделю);
2.
перенасыщенность
информацией
через
телевидение,
Интернет
ослабила интерес детей к книге;
3. в программе по литературному чтению на произведения таких
писателей, как В. Сутеева, М. Пришвина, В. Катаева, В. Бианки и др.
отводится мало часов, а ведь именно на их произведениях выросло не одно
поколение детей. Эти произведения направлены на нравственное воспитание
ребёнка;
4. программа предполагает самостоятельный поиск произведений и их
прочтение.
1.3. Отличительные особенности.
Содержание
программы
кружка
«Школа
творчества»
создаёт
возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя,
знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и
литературы
народов
других
стран.
Читатель
овладевает
основами
самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой
развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка способствует созданию условий для использования
полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для
самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание кружковых занятий
поможет ребёнку общаться с детскими книгами: рассматривать, читать,
получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из
других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые
познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его
читательский опыт и эрудицию.
1.4. Адресат программы.
Возраст
детей,
участвующих
в
общеразвивающей программы – 5-7 лет.
реализации
общеобразовательной
1.5. Объем и сроки реализации образовательной программы.
Срок реализации программы – 1 год. Общее количество часов за 1 год
обучения – 68 часов.
1.6. Режим и форма организации занятий.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 занятия по 30 минут с 10-минутным
перерывом. Занятия проводятся в библиотеке и в детском саду.
Формы занятий.
Главное – как можно больше использовать формы, отличающиеся от
классно-урочной системы:
- экскурсии;
- игры-путешествия;
- конкурсы знатоков загадок и пословиц;
- конкурсы стихов;
- турниры эрудитов;
- выставки рисунков и творческих работ;
- праздники;
- беседы.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить
внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной
деятельности, развить речь, повысить мотивацию детей и, главное, воспитать
грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных
технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию
интереса к книге, к чтению.
Формы
организации
деятельности:
индивидуальная,
групповая,
коллективная.
1.7. Форма обучения: очная.
1.8. Цель и задачи программы.
Цель данной программы - мотивировать и формировать интерес к
детским книгам. Расширяя читательский кругозор детей, формируя привычку
и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг,
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и самого себя.
Задачи:
Образовательные:
1. формировать у детей интерес к книге;
2. уметь воспринимать и понимать прочитанный текст;
Развивающие:
1. учить отвечать на вопросы по содержанию;
2. учить пересказу;
3. учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе
диалога собственные «гипотезы смысла».
Воспитательные:
1. 3. развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им
характеристику и оценку их поступков.
1.9. Планируемые результаты.
- понимать литературу как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознавать значимость чтения для личного развития; формирование
представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных
этических
представлений,
понятий
о
добре
и
зле,
нравственности;;
формирование потребности в систематическом чтении;
-
уметь
самостоятельно
выбирать
интересующую
литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации;
- развивать способность воспринимать новую информацию и находить ей
место в системе своих знаний;
-
через
использование
групповой
формы
организации
учебной
деятельности формировать чувства ответственности за результат команды,
содействовать сплочению детского коллектива;
- развивать творческие способности детей.
Личностные результаты
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как
хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных
произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Универсальные учебные действия:
- Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и
героях;
- Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
заданную тему;
- Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- Пользоваться аппаратом книги;
- Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Познавательные УУД:
- Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из
аппарата книги;
- Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым
библиотечным фондом);
- Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
- Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
- Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
этическую позицию;
- Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и
т.д.
Учебно-тематический план (1 год обучения) – 68 часов
Кол-во часов
практика
всего
Форма контроля
теория
№
п\п
1.
Вводное занятие.
«Что такое книга»
1
1
2
2.
Изготовление поздравительной открытки ко
дню воспитателя «Моему любимому
воспитателю.»
1
1
2
выставка
творческих работ
3.
Викторина «Животные нашего края»
1
1
2
викторина
4.
Сказочно-познавательное путешествие
«Заколдованные ужастики»
1
1
2
5.
Интеллектуальная игра «Бабушки и внуки»
2
2
игра
6.
Викторина-обзор литературы + мастер-класс
«День добрых глаз и добрых рук»
1
1
2
выставка
творческих работ
7.
Игровая программа «Загадки с грядки»
1
1
2
игра
8.
Викторина «Дом, который построил Маршак»
1
1
2
викторина
9.
Конкурс портретов ко Дню матери. «Самая,
самая»
1
1
2
тематическая
выставка
10.
Беседа «Маму милую мою, очень сильно я
люблю»
2
11.
Интеллектуальная игра «Я и моё имя»
1
1
2
12.
Час занимательной экологии «По звериным
следам»
1
1
2
13.
Конкурс рисунков «Мы рисуем Новый год»
2
2
14.
Беседа « Где живёт Дед Мороз»
15.
Конкурс рисунков «О зиме читали, рисунки
рисовали»
16.
Пазл-баттл «И у книг бывают юбилеи»
Название разделов и тем
2
2
1
2
Беседа
игра
беседа
игра
викторина
выставка
творческих работ
беседа
2
2
выставка
творческих работ
1
2
практическое
задание
2
2
выставка
творческих работ
17.
Творческий конкурс снеговиков «Ком,
комочек и комок»
18.
Путешествие в мир книг «Читать это
классно!»
1
1
2
интеллектуальное
занятие
19.
Интеллектуальный игра «Во всех науках мы
сильны» (8 февраля – День науки)
1
1
2
интеллектуальное
занятие
20.
Конкурс рисунков «Мой папа самый. самый»
21.
Интеллектуально-познавательная игра «Атыбаты, будь солдатом»
22.
2
2
1
1
2
Мур-турнир «Кошачья планета»: ко Дню
кошек
1
1
2
23.
Игра «В марте есть такой денек»
1
1
2
24.
Турнир знатоков «Давайте знакомые книжки
откроем»
1
1
2
25.
Урок безопасности «Опасность рядом с нами»
2
26.
Познавательно-игровое мероприятие
«Вестники радости» ко дню птиц
1
27.
Библиорецепт «Быть здоровыми хотим»
2
28.
Игровая викторина «По книгам из серии
«Почемучкины книжки»
1
1
2
29.
Экологическое путешествие «Познай загадки
природы»
1
1
2
30.
Чтение вслух «Прочти книгу о природе»
2
31.
Конкурс рисунков «Спасибо за Победу!»
32.
Обзор произведений «Подвиг во имя Родины»
33.
Литературный обоз «Самобранка сказок»
34.
1
2
2
игра
викторина
игра
чтение
беседа
игра
беседа
викторина
игра
2
чтение вслух
2
тематическая
выставка
2
2
беседа
2
2
беседа
2
2
выставка
творческих работ
34
68
2
Итоговое занятие. Выставка рисунков «Моя
любимая книга»
Всего:
2
выставка
творческих работ
34
Содержание программы
1.
Название разделов,
модулей и тем
Колво ч
Примерное содержание
Беседа на тему «Что такое
книга»
Материалы и
инструменты для
обучающихся
2.
Вводное занятие.
1
3.
Изготовление
поздравительной открытки
ко
дню
воспитателя
«Моему
любимому
воспитателю»
2
4.
Викторина
«Животные
нашего края»
2
5.
Сказочно-познавательное
путешествие
«Заколдованные ужастики»
2
Теория: Беседа о сказках
Книги, иллюстрации.
Практика: Разучивание игр
6.
Интеллектуальная
«Бабушки и внуки»
2
Теория: Разговор о пожилых Книги, иллюстрации.
людях.
Практика:
Викторина,
задания
7.
Викторина-обзор
литературы + мастер-класс
«День добрых глаз и добрых
рук»
2
Теория: Обзор литературы
Практика: Мастер-класс
по изготовлению поделки.
Бумага,
карандаши,
фломастеры.
8.
Игровая
программа
«Загадки с грядки»
2
Теория: Беседа об осени
Практика: Игра
Книги, иллюстрации.
9.
Викторина «Дом, который
построил Маршак»
2
Теория: Знакомство
писателем
произведениями
Практика: Викторина
10.
Конкурс портретов ко
Дню матери. «Самая,
самая»
2
Теория: Разговор о маме.
Практика: Рисование
Бумага,
карандаши.
11. Беседа «Маму милую мою,
очень сильно я люблю»
2
Теория: Разговор о маме
Книги, иллюстрации.
игра
12.
Интеллектуальная игра «Я
и моё имя»
2
13.
Час
занимательной
экологии «По звериным
следам»
2
Теория: Беседа празднике
Практика: Изготовление
открытки
Картон, клей, ножницы,
цв. бумага.
Теория:
Беседа
о
животном мире.
Практика:
Викторина,
задания
с
и
Теория: Беседа
Практика: Игра
Теория:
Беседа
животных
Практика: Викторина
Книги, иллюстрации.
Книги, иллюстрации.
ручки,
Книги, иллюстрации
о
Книги, иллюстрации
14.
Конкурс рисунков «Мы
рисуем Новый год»
2
Теория: Рассказ о Новом
годе
Практика: Рисование
15.
Беседа « Где живёт Дед
Мороз»
2
Теория: Беседа Дед Мороз
Практика: Знакомство с
книгами
16.
Конкурс рисунков «О зиме
читали, рисунки рисовали»
2
Теория: Знакомство с
книгами
о
зиме,
иллюстрациями.
Практика: Рисование
17.
Пазл-баттл «И у
бывают юбилеи»
книг
2
Теория: Знакомстао с
книгами
Практика: Игра-викторина
18.
Творческий
конкурс
снеговиков «Ком, комочек и
комок»
2
19. Путешествие
в мир
«Читать это классно!»
книг
2
Теория:
техникой
снеговика.
Практика:
рисунка.
Цветной картн, бумага,
карандаши.
Книги, иллюстрации
Цветные
карандаши,
фломастеры, бумага
Книги, иллюстрации
Знакомство с . Книги, иллюстрации,
рисования бумага, карандаши
Выполнение
Теория: Знакомство с
книгами
Практика:
Рисование
иллюстрации
любимой
книги
А3, карандаши
20.
Интеллектуальный игра «Во
всех науках мы сильны» (8
февраля – День науки)
2
Теория: Беседа о науках
Практика: Игра
Книги, иллюстрации
21.
Конкурс рисунков «Мой
папа самый, самый»
2
Теория» Беседа о папах, А3, карандаши
дедушках.
Практика: Рисунок
22.
Интеллектуальнопознавательная игра «Атыбаты, будь солдатом»
2
Теория: Беседа о празднике. Книги, иллюстрации
Практика: Игра
23. Мур-турнир
«Кошачья
планета»: ко Дню кошек
2
Теория: Беседа о кошках
Практика:
Вопросы и
задания.
Книги, иллюстрации
Игра «В марте есть такой
денек»
2
Теория:
Беседа
празднике.
Практика: игра
Книги, иллюстрации
24.
о
25. Турнир
знатоков «Давайте
знакомые книжки откроем»
2
Теория:
Знакомство
с Книги, иллюстрации
книгами Этапы работы с
нитками.
Практика: чтение вслух и
разбор произведения
26. Урок безопасности «Опасность
2
Теория: Беседа
Практика: Рисование
тему безопасности
рядом с нами»
Книги, иллюстрации, А4,
на карандаши
27. Познавательно-игровое
2
Теория:
Знакомство
книгами с видами птиц.
Практика: Игра
с Книги, иллюстрации
2
Теория: Беседа о ЗОЖ
Практика: Викторина
Книги, иллюстрации
мероприятие «Вестники
радости» ко дню птиц
28. Библиорецепт
«Быть
здоровыми хотим»
29. Игровая викторина «По
книгам
из
серии
«Почемучкины книжки»
2
Теория:
Знакомство
с Книги, иллюстрации
книгами
Практика:
вопросы
викторины
30. Экологическое путешествие
«Познай загадки природы»
2
Теория: Беседа об экологии
Бумага.
Цветные
Практика:
Выполнение карандаши, фломастеры.
рисунка.
31. Чтение вслух «Прочти книгу о
2
Теория:
знакомство
новыми книгами
Практика: чтение
32. Конкурс рисунков «Спасибо
за Победу!»
2
Теория: Беседа о ВОв
Практика: Рисунок
33. Обзор произведений «Подвиг
2
Теория: Обзор произведений Книги, иллюстрации
о ВОв
Практика: Чтение вслух
природе»
во имя Родины»
34. Литературный
Итоговое
занятие.
Выставка рисунков «Моя
любимая книга»
А3, акварель,
карандаши.
цветные
Теория: Обзор книг сказок
Книги, иллюстрации, А4,
Практика:
Рисование фломастеры, карандаши
любимой сказки
обоз
«Самобранка сказок»
35.
с Книги, иллюстрации
2
Теория: Просмотр работ, А3, акварель,
обмен
впечатлениями, карандаши.
повторение изученного в
игровой форме.
цветные
Материально-техническое обеспечение
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы
определённые условия:
- наличие помещения для занятий,
- постоянное пополнение информационною банка (периодические
издания, вновь издаваемая популярная литература);
- доступность Интернета;
- компьютер;
- программы на электронных носителях;
- видеопроектор;
- возможность для проведения экскурсий.
Список литературы
1. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М.,
2007 г.
2. Бахметьев а., Кизяков Т «Очумелые ручки» - М., 1998 г.
3. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.
4. Берсенева Г. К. «Ткань. Бумага. Тесто»- М., 2001 г.
5. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.
6. Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” - М., 1987 г.
7.Зайцева А. «Гирлянды и фонарики». – М., 2014 г.
8. Зайцева А. «Как в Новый год украсить дом» - М., 2009 г.
9. Зайцева А. «Секреты модульного оригами2 – М., 2013 г.
10. Лаптева Т. «Необыкновенные ёлочные тгрушки»- М., 2010 г.
11. Лебедева Н. Ю. «Лучшие поделки для детей» - М., 2007 г.
12. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” - М.,
1990
13. Напара В. Ю. «Поделки из ненужных вещей» Ростов н/Дону, 2015
14. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.
15. Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги», М.Просвещение, 2007г.
16. Перевертень Г.И «Самоделки из разных материалов, М.,2006г.
17. Проснякова Т. «Забавные фигурки. Модульное оригами» - М., 2012 г.
18. Волкова Н.В., Жадько Е.Г. «100 замечательных поделок из всякой
всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
19. Чуприк Е. «Декоративные бутылки». – М.2013 г.