Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Учебный план АОП ООО (вариант 1)

Пояснительная записка учебного плана для обучающихся с
нарушением интеллекта (1 вариант) на 2025-2026 учебный год
Учебный план МБОУ «Гуринская СОШ» для обучающихся 5-9 классов в условиях
реализации ФГОС О УО (ИН), реализующих АОП для обучающихся с интеллектуальными

нарушениями фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объѐм аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план создан на основе приказа Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования».
Для 5б класса (I вариант + НОДА) – 15 часов.
Для 7б класса (I вариант) – 30 часов, объём максимальной допустимой нагрузки в
течение недели составляет не более 6 уроков: 5 дней по 6 уроков.
Продолжительность учебной нагрузки (урока) не превышает 40 минут.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом — не менее 8 недель. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях
сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
5-9 классы
Учебный план рассчитан на пятидневную учебную неделю. Структура учебного плана
включает:
1. Обязательную часть;
2.Части, формируемой участниками образовательных отношений;
3. Коррекционно – развивающую область;
4. Внеурочную деятельность.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей:
Язык и речевая практика (русский язык, чтение (литературное чтение)) Математика
(математика, информатика)
Естествознание (природоведение, биология, география)
Человек и общество (основы социальной жизни, мир истории, история отечества)
Искусство (музыка, рисование (изобразительное искусство)
Физическая культура (адаптивная физическая культура) Труд
(Технология)
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным

ценностям;
-формирование здорового образа жизни, элементарных
правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных
предметов, предусмотренных требованиями Стандарта к структуре АОП МБОУ
«Гуринская СОШ», приведены в Адаптированной образовательной программе, рабочей
адаптированной образовательной программе по предмету
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов,
входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных
потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков
психического и физического развития обучающихся, в структуру учебного плана входит и
коррекционно-развивающая область
Учебные предметы обязательной части в учебном плане представлены в полном
объеме с соблюдением недельной часовой нагрузки по каждому предмету:

Язык и речевая практика
Русский язык. Изучение русского языка направлено на формирование первоначальных
навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных
представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний.
Использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач.
Чтение. Учебный предмет направлен на осознание значения чтения для решения социально
значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного,
элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных
позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по
содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в
процессе чтения литературных произведений.
«Математика» представлена предметом «Математика» и «Информатика».
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к жизни в современном
обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением
арифметических задач и другими).
Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры
измерения пространства, времени, температуры в различных видах практической
деятельности).
Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни.
Формирование начальных представлений о компьютерной грамотности.
«Естествознание» представлена предметами «Природоведение», «Биология»,
«География» изучается.

Основная цель предмета
Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить
учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
— формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
— демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
— формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
— воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с
основными направлениями природоохранительной работы;
— воспитание социально значимых качеств личности.

В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается
наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение
анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно- следственные
связи и зависимости.
Курс «Биология» направлен на формирование у учащихся элементарных научных
представлений о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных,
организма человека и его здоровье, навыков правильного поведения в природе,
способствующие
экологическому,
эстетическому,
физическому,
санитарногигиеническому, половому воспитанию подростков.
Курс «География» направлен на усвоение элементарных знаний по физической и
экономической географии России, на формирование элементарных представлений о
географии материков и океанов, на расширение географических представлений о родном
крае.
«Человек и общество» представлена предметами:
«Основы социальной жизни», «Мир истории», «История Отечества».
«Основы социальной жизни» имеет своей целью практическую подготовку
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к
самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном
социуме.
Курс «Мир истории» направлен на формирование первоначальных временных
исторических представлений. Установление простейших взаимосвязей между
историческим временем и изменениями, происходящими в предметном мире (мире вещей);
жизни отдельного человека и общества.
Основные цели изучения Истории Отечества — формирование нравственного сознания
развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе
осмысления исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические
знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной
отсталости высших психических функций.
«Искусство» представлена предметами «музыка» и «рисование (изобразительное
искусство)».
Музыка - учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с
нарушением интеллекта элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального

искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной
деятельности.
Цель — приобщение к музыкальной культуре у обучающихся с нарушением
интеллекта как к неотъемлемой части духовной культуры.
Рисование (изобразительное искусство). Основная цель изучения предмета
заключается во всестороннем развитии личности учащегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной
культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании
элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и
навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии
зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в
пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;
развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной
жизни.
Коррекция недостатков психического и физического развития учащихся на уроках
изобразительного искусства заключается в коррекции познавательной деятельности,
ручной моторики, улучшения зрительно-двигательной координации, развитии
аналитических способностей, зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного
мышления, представления и воображения.
«Физическая культура» представлена предметом «Адаптивная физическая
культура».
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
процессе приобщения их к физической культуре, в воспитании интереса к физической
культуре и спорту, в формировании и совершенствовании основных двигательных качеств:
быстроты, силы, ловкости и других.
«Технология» представлена предметом Труд (Технология).
Основная цель изучения предмета
Цель изучения предмета Труд (Технология) заключается во всестороннем развитии
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям)
старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета способствует получению обучающимися
первоначальной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе
учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов,
знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов,
склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Коррекционно-развивающая область представлена коррекционными
занятиями, которые включают логопедические, психокоррекционные занятия и занятия

ритмикой.
Логопедические занятия проводятся в обоих классах (6 и 4 часа).
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех
сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической),
связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.
Психокоррекционные занятия (развитие психомоторики и сенсорных
процессов).
Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм
взаимодействия с учащимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в
психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных
отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки.
Продолжительность коррекционно- развивающих занятий варьируется с учетом
психофизического состояния ребенка и составляет до 25 минут.
Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса. Учреждение предоставляет обучающимся возможность
выбора занятий, направленных на их развитие.
Организационные формы определены с учётом реальных условий, особенностей
обучающихся и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей)праздники, воспитательные мероприятия, доступная проектная деятельность, часы
общения, экскурсии, игры, викторины, конкурсы и т.д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности
сетевого взаимодействия с участием организаций дополнительного образования детей,
организаций культуры и спорта и пр. В период каникул для продолжения внеурочной
деятельности используются возможности организаций отдыха и оздоровления детей.
Организация внеурочной деятельности в учебное время осуществляется в рамках
работы групп продленного дня воспитателями, педагогом-психологом, учителемлогопедом,
учителями-предметниками,
в
каникулярный
период-классными
руководителями, педагогами дополнительного образования.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям: информационно-просветительское
«Разговоры о важном».
Недельный учебный план
для обучающихся с нарушением интеллекта
(Вариант 1)
5-9 классы 2025-2026 учебный год
Предметные области

5б класс

Учебные предметы

Обязательная часть

5

Количество часов в
неделю

Всего

Язык и речевая практика

Русский язык

Чтение (Литературное
чтение)
Математика
Математика
Информатика
Природоведение
Естествознание
Биология
География
Человек и общество
Основы социальной
жизни
Мир истории
История Отечества
Изобразительное
Искусство
искусство
Музыка
Физическая культура
Адаптивная физическая
культура
Технология
Профильный труд
ИТОГО:
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Факультатив «Речевая практика»
ИТОГО:
Учебные недели
Максимально допустимая недельная нагрузка
Коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия)
Логопедические занятия
Психо-коррекционные занятия

Направления внеурочной
деятельности
Информационнопросветительское

2

2

2

2

2

2

1
1

1
1

0,5

0,5

0,5
2

0,5
2

3
14
1

3
14
1

1
15
34
29
4

1
15
34
29
4

2
2

2
2

Объединение, программа Количество часов в неделю по
классам
5
6
7
8
9
«Разговоры о важном»
1
1
1
1
1
Итого:

1

1

1

1

Итого

1

7б класс
Предметные области

Учебные предметы
Обязательная часть

Количество часов в
неделю
5
6
7
8
9

Всего

5
5

Язык и речевая практика

Русский язык

Чтение (Литературное
чтение)
Математика
Математика
Информатика
Природоведение
Естествознание
Биология
География
Человек и общество
Основы социальной
жизни
Мир истории
История Отечества
Изобразительное
Искусство
искусство
Музыка
Физическая культура
Адаптивная физическая
культура
Технология
Профильный труд
ИТОГО:
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Факультатив «Речевая практика»
ИТОГО:
Учебные недели
Максимально допустимая недельная нагрузка
Коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия)
Логопедические занятия
Психо-коррекционные занятия

Направления внеурочной
деятельности
Информационнопросветительское

4

4

4

4

4

20

4

4

4

4

4

20

4

4

2
1

2
2
1

3
1
2
2
2

3
1
2
2
2

3
1
2
2
2

17
3
4
6
8
8

2

2
-

2
-

2
-

2
-

2
6
2

1
3

3

2

3

3

1
14

6
27
1

6
28
1

7
29
1

8
31
1

8
31
1

35
146
5

1
28
34
29
6

1
29
34
30
4

1
30
34
32
4

1
32
34
33
2

1
32
34
33
2

5
151
170
151
18

2
4

2
2

2
2

1
1

1
1

8
10

Объединение, программа Количество часов в неделю
по классам
5
6
7
8
9
«Разговоры о важном»
1
1 1
1
1
Итого: 1

1

1

1

1

Итого
5
5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».