Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Медиацентр

Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы

«Медиацентр»

II Направленность

социально-гуманитарная

III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО

Гусельникова Татьяна Ивановна

2. Год рождения

1981

3. Образование

Высшее

4. Место работы

МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара

5. Должность

Педагог дополнительного образования

6. Квалификационная категория
7. Адрес, телефон

д. Гурина, ул. Центральная, д.34

IVСведения о программе
1. Срок реализации

1 год

2. Возрастная группа

14-15 лет

3. Тип программы

общеразвивающая

4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели

Разновозрастного детского объединения

По уровню освоения

Общекультурный ознакомительный

Развитие
коммуникативных
и
творческих
способностей
через
привлечение
их
к
издательскому делу через индивидуальную и
групповую деятельность в разных направлениях в
сфере медиа.
6.
Ведущие
формы
и
методы Творческие проекты, круглые столы, тренинги,
конкурсы анонсов и афиш, беседы, практические
образовательной деятельности
занятия.
Очная,
с
применением
дистанционных
7. Форма обучения
образовательных технологий.
Входная, промежуточная (анкеты, тесты, зачеты
8. Формы мониторинга результативности
по пройденным темам, творческие задания
творческие
работы,
проекты,
конкурсы,
письменные работы), итоговая диагностики
(повторение изученного материала).
Педагог дополнительного образования
9. Кадровое обеспечение
5. Цель программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-гуманитарной направленности «Медиацентр»
1. Пояснительная записка
1.1. Общие сведения
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в
РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
- «Концепция развития дополнительного образования», (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих

программ»

(включая

разноуровневые

программы)

«Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242».
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций

дополнительного

образования

детей» (утверждено

постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41);
- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Детско-юношеский центр «Радуга».
Направленность программы по содержанию – социально-гуманитарная.
Программа ориентирована на развитие и становление личности
учащегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие
литературного и художественно-иллюстративного таланта, нацелена на
формирование творческой индивидуальности, приобретение обучающимися
основ работы в медиа-индустрии и создание медиа-продуктов на актуальные
темы, реализации потребности в коллективном творчестве.

В

соответствии

с

«Порядком

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (утверждён Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008) в дополнительную
общеобразовательную

общеразвивающую

программу

будут

ежегодно

вноситься изменения.
1.2. Актуальность программы.
Основу
масштабный

современного

дополнительного

образовательный

блок,

образования

компенсирующий

составляет

удовлетворение

когнитивных (потребность в признании, уважении), коммуникативных и
иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения
в школе. Поэтому данная программа является востребованной среди
обучающихся основной школы.
Актуальность программы заключается в том, что медиаобразование и
медиаграмотность – важнейшая часть жизни современного общества, в
котором медиа понимается как «общественное благо» и институт для
развития граждан. Изменение информационной структуры общества требует
нового подхода к формам работы с учащимися. Глобальные компьютерные,
мобильные информационные технологии, телевидение, радио должны стать
инструментом для познания мира и осознания себя в нем, а не просто
средством получения удовольствия от компьютерных игр.
Участие в работе Медиацентра для современного ребенка – не только
эффективный воспитательный рычаг, но и инструмент формирования
базовых компетенций: коммуникативной, информационной, личностной и
ценностно-смысловой для учащихся с любым уровнем подготовки и
возможностей здоровья. Все перечисленные компетенции необходимы
учащимся, как в учебной деятельности, так и в социальной среде.
1.3. Отличительные особенности.
Отличительная

особенность

данной

программы

заключается

в

профориентационном подходе. Взаимодействие учащихся в объединении

включает все направления современного журналиста: изучение основ
практической журналистской работы, особенностей современной редакции,
технической базы (аудио и видеоаппаратуры, программ для редактирования
аудио и видео, онлайн-сервисов и приложений). Все это необходимо для
погружения в реальную корреспондентскую работу.
В основе содержания и структуры данной программы лежит концепция
личностно-ориентированного учебного процесса. Программа «Медиацентр»
позволяет развить у учащихся творческие способности средством освоения
информационных и медиа-технологий, раскрывает лидерские качества
обучающихся, активизирует интеллектуальную и творческую деятельность,
включает их в систему средств массовой коммуникации общества и помогает
обучающимся сделать профессиональный выбор.
Новизна:

новизна

программы

заключается

в

использовании

современных методик и технологий, возможности более углубленного
изучения

гуманитарных

и

технических

наук,

овладение

новыми

информационными компетенциями. Создание интерактивного виртуального
образовательного поля позволяет расширять и дополнять учебную программу
– это еще один из элементов новизны данной программы.
Программа

является

комплексной

и

представляет

собой

интегрированный курс, включая знания по таким предметам, как литература,
русский язык, информатика, история, искусство. Усвоение учащимися новых
знаний и умений, формирование его способностей происходит не путем
пассивного восприятия материала, а путем активного, созидательного поиска
в процессе выполнения различных видов деятельности – самостоятельной
работы с поиском актуальной информации, написанием статей, созданием
собственных проектов с применением технологий интервьюирования, фотои видеосъемки, верстки, корректурой и редактированием текстов.
Педагогическая целесообразность: целесообразность заключается в
том, что связана с решением такого блока задач образовательного
учреждения,

как

социально-творческое

развитие

личности,

профессиональная ориентация, социализация, личностное становление
учащихся. Пресса, выпускаемая подростками, дает им возможность
определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном
деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в
систему новых отношений, помогающую выявить свои способности,
профессиональные качества, определиться в мире профессий.
1.4. Адресат программы.
Возраст детей, участвующих в реализации

общеобразовательной

общеразвивающей программы – 14-15 лет. Программа адресована как детям,
знакомым

с

основами

журналистского

искусства,

для

дальнейшего

совершенствования способностей, так и детям, не имеющим начальной
подготовки.
1.5. Объем и сроки реализации образовательной программы.
Срок реализации программы – 1 год. Общее количество часов за - 1 год
обучения – 136 ч.
1.6. Режим и форма организации занятий.
Режим занятий два раза в неделю по 2 академических часа с 10минутным перерывом (1 академический час – 45 мин.).
1.7. Форма обучения: очная.
Формы контроля.
Контроль проводится в групповой и индивидуальной форме.
Групповые формы: выставки творческих работ обучающихся, верстка
школьной газеты, практические задания, тестирование, беседа, опрос.
Индивидуальные

формы:

портфолио,

выступление

на

научно-

практических конференциях.
Основные виды контроля результатов:
- входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и
журналистских способностей ребенка (беседа, тесты);
- текущий – проводится на каждом занятии: анализ практических работ
обучающихся, просмотр работ и статей;

- промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем:
дидактические игры, кроссворды, тестовые задания;
- итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень
освоения программы.
1.8. Цель и задачи программы.
Целью программы является создание условий для самореализации
учащихся, развитие коммуникативных и творческих способностей через
привлечение их к издательскому делу через индивидуальную и групповую
деятельность в разных направлениях в сфере медиа.
Задачи:
Образовательные:
- организовать деятельность школьного медиацентра – одного из
инструментов воспитательного воздействия для успешной социализации
обучающихся;
- привить подросткам интерес к таким профессиям как журналист,
корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортер, видеооператор,
режиссер, режиссер монтажа и др.;
- научить создавать собственные проекты на основе полученных знаний;
- обучать детей умению выражать свои мысли четко и грамотно,
ответственно и критически анализировать содержание сообщений;
- создать живую, активно работающую информационную среду.
Развивающие:
- способствовать повышению работоспособности учащихся;
- развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие
способности.
Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
- научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы,
работать с различными источниками информации;
- воспитывать дисциплинированность;

- способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия
интересам коллектива в достижении общей цели.
1.9. Планируемые результаты.
Программа

обеспечивает

достижения

следующих

предметных,

метапредметных и личностных результатов.
Личностные:
- развитие личностных качеств: коммуникабельность, общая эрудиция,
уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за
порученное дело;
-активное включение в общение и взаимодействие с окружающими на
принципах

уважения

и

доброжелательности,

взаимопомощи

и

сопереживания;
- проявление положительных качеств личности и управление своими
эмоциями в различных ситуациях и условиях;
-

проявление

дисциплинированноси,

трудолюбия

и

упорства

в

достижении поставленных целей;
- оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с
ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя, а далее самостоятельно выстраивать проблемный диалог при
изучении нового материала;
- учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать
эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Познавательные УУД
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, сой жизненный опыт и информацию, полученную на
занятии;
- иметь навыки набора текста на компьютере, работы с офисными

приложениями;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы своей команды.
Коммуникативные УУД
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль,
слушать и понимать речь других;
- совместно договориться о правилах общения и поведения в игре,
реализации творческого проекта и следовать им;
- учиться выполнять роли в группе.
Предметные:
обучающиеся должны знать:
- положительное отношение к изобразительному искусству и творчеству
в целом;
-

адекватное

восприятие

содержательной

оценки

своей

работы

педагогом;
-

готовность

практической

использовать

деятельности

и

приобретенные
повседневной

знания
жизни

и
для

умения

в

развития

представлений о роли искусства в жизни человека;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного
искусства и окружающего мира, их оценки (выражения собственного
мнения);
- формирование нравственных и эстетических чувств на основе
знакомства с произведениями изобразительного искусства;
- познавательный интерес к искусству.
За курс обучения дети будут знать: понятия «медиапространство»,
«журналистика»,
издания»,

«журналистская

«редактирование»,

деятельность»,
«инфотеймент»;

«редакция

печатного

информационные

и

аналитические жанры журналистики; организационную структуру работы
газеты и телевидения; формы вовлечения общественности в журналистский

процесс; историю развития журналистики; особенности работы рекламиста;
особенности современной рекламы; приемы работы с видеокамерой; основы
видеомонтажа; понятия «модели медиаобразования», «редактирование»;
особенности работы в программах по обработке фотографии; особенности
современной рекламы.
За курс обучения дети будут уметь: ориентироваться в потоке
социальной информации, выделять важное; собирать и обрабатывать
полученную

информацию;

создавать

текстовые

материалы

по

информационным жанрам; создавать журналистские материалы разных
жанров; общаться с отдельным человеком и аудиторией; создавать рекламные
тексты

и

иллюстрации;

снимать

и

монтировать

видеоматериал;

самостоятельно находить тему для своего будущего материала; грамотно
вести диалог, находить аргументы в спорных ситуациях; выстраивать сюжет в
соответствии со сценарием; создавать посты и выкладывать в сети Интернет.

Учебный план
Кол-во часов

теория

практика

Форма контроля

всего

№
п\п

1.

Введение. Я и медиапространство.

8

3

5

ролик-презентация

2.

Информационные и мультимедийные
технологии.

10

3

7

3.

Медиапрограммы.
10

4

6

презентация
проекта «Мой
герой»

13

5

8

защита групповых
работ

Название разделов и тем

4.

Источники информации.

5.

Практика речи.

6.

«Медиаобразование на материале рекламы».

8.

Модели медиаобразования.

9.

Фотография.

10.

Компьютерная графика.

11.

Звукопись.

12.

Интернет-среда. Современные СМИ.

13.

14.

7

2

5

тестирование
«Речевая
грамотность»

10

4

6

игра-соревнование
«Все, что вы
хотели спросит»

16

9

7

создание
рекламного текста

8

2

6

занятия

12

4

8

выставка
фотопроектов

Жанровое разнообразие.

7.

Ко
Контроль по завершению программы
нт
р
ИТОГО

медиастатья

10

4

6

создание афиши
или трейлера для
школьного
мероприятия

14

3

11

создание
рекламного ролика
Собственный
медиапродукт на
личной странице в
ВК

12

4

8

6

2

4

136

49

87

защита проектных
работ

Учебно-тематический план (1 год обучения) – 136 часов

практика

Название разделов и тем

всего

№
п\п

теория

Кол-во часов
Форма контроля

1. Введение. Я и медиапространство (8 часов)
1

2

3

4

Вводное занятие. Игра на сплочение
колектива.

1

Знакомство с профессиями: журналист,
корреспондент. Новостная редакция.

1

1

интерактивная игра
«Что я хочу узнать
и чему научиться»

1

входной тест,
определение цели
и задач

Функционал редакции. Кто есть кто?

Как правильно организовать рабочее
пространство, помогающее задействовать все
ресурсы.

5

Работа редакции новостей.

6

Интерактивная игра «У каждого своя елка».

1

1

1

1

1

1

игра «Ищи и
найди»

1

отработка в парах
приема описания
события в форме
тренинга

1
7

Инфотеймент. Что это такое?

8

Инфотеймент. Что это такое?

1

8

1
3

моделирование и
разбор ситуаций

игра-презентация
своего коллектива

1

1
Итого:

мини-тест на
выявление
наклонностей к той
или иной
направленности,
распределение
обязанностей

Творческая работа
(разбор одной
новости в разных
формах)

5

2. Информационные и мультимедийные технологии (10 часов)
9

10

Классификация технологий по типам
телевещания. Знакомство с профессиями:
корректор, дизайнер.

1

1

Особенности каждого типа информации.
Источники информации.

1

1

написание статьи
по заданной теме

11

12

Практическая работа «Работа с текстом, с
таблицей».

Практическая работа «Работа с текстом, с
таблицей».

13

Форматы. История смены формата. Стиль и
содержание.

14

Целевая аудитория. Работа со статистикой.

1

1

1

17

18

1

тестирование
«Выявление
интересующих тем
для дальнейшего
планирования
работы группы»

1

групповая работа
по составлению
плана работы

1

практическая
работа «Создание
заголовка»

1

практическая
работа «Работа с
текстом». Создание
статьи

1

практическая
работа «Работа с
текстом». Создание
статьи

Информационные поводы.
1

16

1

практическая
работа «Работа с
текстом, с
таблицей»

1

1

15

1

практическая
работа «Работа с
текстом, с
таблицей»

Заголовки. Заголовки, привлекающие
внимание.

1

Практическая работа «Работа с текстом» в
программе MICROSOFT WORD.

Практическая работа «Работа с текстом» в
программе MICROSOFT WORD.

Итого:

1

1
10

3

7

3. Медиапрограммы (10 часов)
19

Новостные сюжеты и аналитические
программы.

20

1

1

Телевизионные жанры. Специфика
телевидения. Особенности детской
тележурналистики.

1

1

21

Жанры журналистики: репортаж, интервью.

1

1

опрос

22

Алгоритм построения статьи в жанре
«интервью», «репортаж».

1

практическое
задание:
«Интервью.
Репортаж»

тестирование

1

23

24

25

26

27

28

Интерактивная игра «Спроси звезду о
главном…»

Погружение ребят в роль репортера,
отработка навыка создавать репортаж и брать
интервью.

1

1

тренинг
«Построение
статьи в жанре
«интервью»,
«репортажа»

1

1

практическая
работа «Репортаж.
Интервью»

1

1

работа над
проектом «Мой
герой»

1

1

работа над
проектом «Мой
герой»

1

1

работа над
проектом «Мой
герой»

1

1

творческая работа

Новостной проект (ищем героев).

Новостной проект (ищем героев).

Новостной проект (ищем героев).

Защита проекта.
Итого:

10

4

6

4. Источники информации (13 часов)
29

Новостные сюжеты.

1

1

новостной пост

30

Репортажи. Цели и особенности.

1

1

новостной пост

31

Подготовка вопросов для интервью.

1

1

мини-проект (в
парах) «Интервью»

32

Практическая работа «Интервью».
1

1
Знакомство с профессией оператора.
Взаимодействие журналиста и оператора при
съемке репортажа.

1

34

Взаимодействие журналиста и оператора при
съемке репортажа.

1

35

Монтажная программа «Movavi Video Editor
Plus». Основные инструменты программы
видеомонтажа.

33

36

37

Создание титров и заставок. Эффекты
перехода, использование функций программы

Съемка новостного сюжета, озвучивание,
монтаж.

1

1

обсуждение
творческой работы

1

1

1

практическая
работа
«Интервью».

1

парная творческая
работа

1

практическая
работа «Первые
шаги в программе
«Movavi Video
Editor Plus»

1

работа в
программе
«Movavi Video
Editor Plus»
парная творческая
работа

38

39

40

41

Съемка новостного сюжета, озвучивание,
монтаж.

1

1

Групповая работа: репортаж «Один день из
жизни школы». Видеосъемка готового
материала. Монтаж, работа с видеоархивом.

1

1

Групповая работа: репортаж «Один день из
жизни школы». Монтаж, работа с
видеоархивом.

1

1

Групповая работа: репортаж «Один день из
жизни школы». Монтаж, работа с
видеоархивом.

1

1

Итого:

практическая
работа «Съемка
сюжета»
групповая работа

групповая работа

13

5

групповая работа.
Защита работ

8

5. Практика речи (7 часов)
42

Сущность слова. Слово и понятие.
Многозначность слова.
1

43

составление
рассказа от имени
главного героя или
второстепенного
персонажа

1

Сущность слова. Слово и понятие.
Многозначность слова.
1

1

составление
рассказа от имени
одного из
неодушевленных
предметов,
фигурирующих в
медиатексте

Учимся говорить грамотно, а писать
правильно.

1

45

Личный список слов-ошибок.

1

1

тренинг

46

Интерактивная игра «Как не делать репортаж»

1

1

игра

47

«Говорящий фон». Звуковые эффекты.
1

1

работа в
программе
«Movavi Video
Editor Plus»

1

1

групповая работа

44

48

Озвучивание видеофрагмента.
Итого:

7

тестирование
«Речевая
грамотность»

1

2

5

6.Жанровое разнообразие (10 часов)
49

Основы операторского мастерства.

1

1

50

Основы современной видео продукции,
механизмы ее производства.

1

1

51

Взаимодействие оператора и журналиста по
решению творческой задачи.

1

1

тренинг

52

Алгоритм работы оператора при съемке
телесюжета.

1

1

53

Телевизионный язык: умение рассказывать
«картинками».

1

1

54

Как делать телеэссе, зарисовку,
телепутешествие. Понятия «закадровый
текст», «синхрон», «лайф», «экшн», «стенд-ап»

1

1

55

Взаимодействие журналиста и оператора при
работе над сюжетом.

1

1

56

Основы работы с видеокамерой. Устройство
цифровой видеокамеры. Обращение с
видеокамерой.

1

1

57

Основные правила видеосъемки.
Использование «перебивок», деталей.

1

1

практическая
работа

58

Тимбилдинг.

1

1

практическая
работа

Итого:

10

4

практическая
работа

игра-соревнование
«Все, что вы
хотели спросить»
работа в парах
практическая
работа

6

7. Медиаобразование на материале рекламы (16 часов)
59

История возникновения и развития рекламы.

1

1

60

Возникновение рекламы в России. Первые
рекламные ролики.

1

1

61

Реклама: понятие, функции, цели виды.

1

1

62

Классификация рекламы. Три основные
классификации рекламы.

1

1

63

Особенности функционального назначения
рекламных текстов.

1

64

Структура рекламного текста.

65

Содержание композиционной части
рекламного текста.

66

Языковые средства.

67

Жанры рекламы и их разновидность.

68

Коммуникативный эффект рекламы.

69
70

1

наблюдение

наблюдение
1

создание
рекламного текста

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Реклама как способ сообщения различной
информации.

1

1

Телевидение – средство передачи информации.
Можно или нет смотреть телевизор людям?

1

1

творческая работа

создание
рекламного текста
рассказ о любимой
рекламе

доклад

71

72

73

74

Реклама в жизни современных школьников.
Анализ различных рекламных текстов и их
воздействие на жизнь, досуг, обучение,
развитие современных школьников.

1

1

Взаимодействие рекламы и культуры.
Разнообразие рекламных роликов, их
доступность, содержание. Понятие культуры
рекламного текста. Требования к содержанию
текста рекламы.

1

1

Понятие «возрастная реклама». Формирование
возрастных групп для просмотра и создания
рекламного текста.

1

1

Проблемы информационно-психологической
безопасности личности.
Итого:

анализ рекламы

1

1
16

9

тренинг с
педагогомпсихологом

7

8. Модели медиаобразования (8 часов)
75

Примерные модели медиаобразования.

76

Основы медиаобразовательных технологий.

77

Изучение «литературно-имитационных»
медиаобразовательных занятий.

78

Технология организации и проведения
медиаобразовательных занятий.

1

1

1

1

медиаобразователь
ное занятие
1

1

1

1

79

Технология ролевой «театрализованноситуативной» игры

1

1

80

Изучение интегрированных
медиаобразовательных занятий

1

1

81

Создание рекламных афиш собственного
медиатекста с помощью фотоколлажа с
дорисовками

1

1

Создание рисунков и коллажей на тему
российских произведений медиакультуры

1

1

82

Итого:

8

2

с
сравнение и
обсуждение
полученных
результатов
мини-проект
творческая работа
мини-проект,
защита проекта
мини-проект,
защита проекта

6

9. Фотография (12 часов)
83

Фотография – застывшее мгновение.
Знакомство с профессией – фотограф.

1

1

84

Какие бывают фотографии.

1

1

85

Особенности фотожанров.

1

1

86

Фотография и картина – чем они отличаются.

1

1

составление
таблицы сравнений

87

Искусство портретной съемки.
1

практическое
занятие по теме
«портрет»

1

1

практическое
занятие по теме
«портрет»

1

1

1
88

89

90

Секреты выразительности фотопортрета.

Работа с фотографией. Из чего состоит
фотоаппарат и как он работает? Правила
фотосъемки.

наблюдение

Обращение с фотокамерой, техника при работе
с фотокамерой.
1

практическое
задание:
предметная
фотосъемка –
съемка еды

1

тренинг:
редактирование
фотографийпробников

1

практическое
занятие по теме
«Репортаж».
Подготовка
фотографий к
фотовыставке

1

1

практическое
занятие по теме
«Репортаж».
Подготовка
фотографий к
фотовыставке

1

1

выставка
фотопроектов

1

91

92

Программы по обработке фотографий. Основы
Photoshop.

1

Создание фоторепортажа.
1

93

94

Создание фоторепортажа.

Создание фоторепортажа.
Итого:

12

4

8

10. Компьютерная графика (10 часов)
95

Назначение графических редакторов.
Растровая графика.

96

Объекты растрового редактора.

97

1

1

1

1

Инструменты графического редактора
Paint.Net.

1

1

98

Возможности инструментов графического
редактора.

1

1

99

Создание и редактирование рисунка с текстом.
Как сделать фигуру привлекательной.

1

составление
таблицы сравнений

1

практикум по
созданию афиши,
анонса

100

101

102

Назначение графических редакторов.
Векторная графика. Объекты векторного
редактора. Инструменты графического
редактора.
Изучение программ Pikture Manager, Paint.Net,
Movavi Photo Editor

1

1

1

1

создание и
редактирование
рисунка

1

создание и
редактирование
рисунка

1

1

практическая
работа:
редактирование
фотографийпробников

1

1

сли трейлера для
школьного
мероприятия

Работа с программой Abobe Photoshop
1

103

104

Общая коррекция изображений. Наложение
слоев на фотографии-пробники.

Основы оформительской работы.

Итого:

создание и
редактирование
рисунка с текстом

10

4

6

11. Звукопись (14 часов)
Где используется звукопись. Что называется
информацией. Игра-драматизация под
звукопись. Инсценировка детских сочинений.

1

106

Сочинение сказки методом «Сказка переехала.
Старая сказка с новым концом»

1

107

Придумывание истории или сказки по
сюжетным картинкам.

105

тренинг
1

1

1

творческая работав
парах

1

придумывание
сказки или истории
по сюжетным
картинкам

Собственные действия исполнителя роли.
Использование разных видов театра.
Слушание радиопередач для детей.

1

Развитие внимания к звуковой среде. Звук как
слагаемое художественного образа на экране.
Модификация системы Dolby Digital.

1

1

110

Основные системы звука, область применения
и их принципиальные отличия.

1

1

111

Место и значение звука при создании
экранного произведения. Искусственное
создание естественного звука.

1

1

112

Шумы активно участвуют в формировании
атмосферы фильма.

1

1

113

Звуковые планы. Акустическая атмосфера.

1

1

108

109

мини-проект
1
создание
рекламного ролика
практическая
работа
практическая
работа

114

Звуковые эффекты в Sony Vegas. Практика:
озвучение видеоматериалов.

115

Компьютерная обработка звука на компьютере.

1

1

1
116

117

118

Творческая деятельность (записать
радиопередачи, озвучение видеофрагмента,
запись интервью – на выбор).
Творческая деятельность (записать
радиопередачи, озвучение видеофрагмента,
запись интервью – на выбор).
Творческая деятельность (записать
радиопередачи, озвучение видеофрагмента,
запись интервью – на выбор).
Итого:

1

практика:
озвучение
видеоматериалов

1

практика:
озвучение
видеоматериалов

1

1

1

1

14

1

3

разбор ошибок в
творческих работах
любой
медиапродукт на
своей странице в
ВК

11

12. Интернет-среда. Современные СМИ (12 часов)
119

Отличие интернет-изданий от прочих. Понятие
WEB 2.0.

1

120

Примеры рубрик веб-газеты. YouTube, VK,
Сферум – особенности этих ресурсов.

1

121

Коллективное взаимодействие в современных
информационных системах.

1

122

Публичное лицо – минусы и плюсы. Стиль и
манера поведения на публике. Анализ
поведения известных личностей.

1

1

Профессия – блогер. Кто это? Оригинальность
и полезность. Разработка концепции и
названия канала YouTube.

1

1

123

124

Основные этапы производства видеопродукта.

125

1
1
1
тренинг

1

1

Сбор материала. Посещение общешкольного
мероприятия в качестве спецкоров.

1

1

126

Посещение общешкольного мероприятия в
качестве спецкоров.

1

1

127

Создание поста в ВК.

128

Написание интренет-статьи.

129

Заголовок и вводный абзац – как написать? 11
способов начать статью.

наблюдение

проектная
деятельность
сбор материала
сбор материала

1

1

собственный
медиапродукт на
личной странице в
ВК

1

1

практическая
работа

1

1

практическая
работа

130

Анализ охвата аудитории, популярности
информации.
1

1

Итого:

131136

12

4

8

6

2

4

Итого:

6

2

4

Всего:

136

54

82

Контроль по завершению программы.

создание интернетопроса.
Публикация на
своей соцстранице
поста

защита проектных
работ

Содержание программы (136 часов)
Раздел 1. Введение. Я и медиапространство.
Теория. Вводное занятие.
Знакомство. Откуда люди узнают о том, что происходит в их городе,
стране, в мире.
Интерактивная игра «Что я хочу узнать и чему научится». Цели и задачи.
Позволит выявить основные интересы и мотивы ребенка.
Знакомство с профессиями журналист, корреспондент. Новостная
редакция. Кто есть кто? Знакомит с составом редакции, функционалом.
Мини-тест на выявление наклонности к той или иной направлености.
Интерактивная игра «Строим ньюсрум». Выбираем главных редакторов
групп.
Что такое ньюсрум. Как правильно организовать рабочее пространство,
помогающее задействовать все ресурсы. Самые главные отделы редакции и
их редакторы.
Работа редакции новостей. Игра «Ищи и найди».
Интерактивная игра «У каждого своя елка». Пример описания места
событий. Отработка в парах приема описания события в форме тренинга.
«Инфотеймент». Что это такое? Принцип «Информируем, развлекая».
Игра-презентация своего коллектива.
Практика: отработка в парах приема описания события (новости).
Контроль: правила безопасности на занятиях при использовании
специальных

технических

средств.

Снимаем

ролик-презентацию

по

предложенной теме.
Раздел 2. Информационные и мультимедийные технологии.
Теория. Классификация технологий по типам телевещания. По типу
информации: текстовые, табличные, графические, звуковые, видео и
мультимедийные данные. Особенности каждого типа, источники передачи
информации. Работа с текстом, таблицей. Знакомство с профессиями
корректор, дизайнер. Форматы. История смены формата. Стиль и содержание.

Целевая аудитория. Работа со статистикой. Выявление интересующих
тем для дальнейшего планирования работы видеогруппы.
Информационные поводы.
Заголовки. Заголовки, привлекающие внимание. Тренинг по созданию
ярких заголовков. Конвейер новостей, что это такое.
Практика: практическая работа «Работа с текстом». Создание статьи.
Контроль: пишем медиастатью по заданной теме. Ребятам дается
индивидуальное контрольное задание, по итогам которого они должны
представить новостную статью.
Раздел 3. Медиапрограммы.
Теория. Новостные сюжеты и аналитические программы – как
разновидность

программ

телевещания.

Этапы

создания

телепередач.

Телевизионные жанры. Специфика регионального телевидения. Особенности
детской тележурналистики.
«Развлекательная программа», их разновидности, особенности. Принцип
построения ток-шоу. Драматургия ток-шоу. Герои ток-шоу. Работа с
аудиторией ток-шоу. Ведущий ток-шоу: требования и особенности работы.
Жанры журналистики: репортаж, интервью. Краткая характеристика
информационных жанров. Алгоритм построения статьи в жанре «интервью»,
«репортаж». Эффект присутствия.
Интерактивная игра «Спроси звезду о главном…». Погружение ребят в
роль репортера в поисках сенсации, отработка навыка создавать репортаж и
брать интервью.
Интерактивная игра, позволяющая погрузиться в роли редакторов студии
и рядовых работников. Игра построена на основе тимбилдинга.
Новостной проект (ищем героев). Работа в паре, где каждому дано
задание,

нацеленное

на

поиск

информации,

ее

обработке,

фотоиллюстрировании и создании черновика статьи.
Практика: проектная работа «Мой герой». Оформление черновика в
готовую работу.

Контроль: презентация проекта «Мой герой» - контрольное задание в
форме публичного выступления. Работа выполняется с учетом пройденного
материала.
Раздел 4. Источники информации.
Теория. Просмотр выпусков новостей. Новостные сюжеты. Критерии
отбора

новостей.

Верстка

новостного

выпуска.

«Классический»,

«домашний», «публицистический» стиль новостей.
Репортажи. Цели и особенности. Активное слушание. Коммуникативные
техники. Подготовка вопросов для интервью. Требования к вопросу.
Знакомство с профессией оператора. Взаимодействие журналиста и
оператора при съемке репортажа.
Монтажная программа Movavi Video Editor Pius – знакомство с
программой.
Тренажеры репортажей. Создание титров и заставок. Эффекты перехода,
использование функций. Видефильтры.
Съемка новостного сюжета, озвучивание, монтаж. Выбор плана при
съемке человека. Монтаж по крупности. Обрезка, «воздух». Съемка
взаимодействующих объектов. съемки диалога. "Правило восьмерки».
Панорама. Переход фокуса. Движение камеры. Монтажная фраза.
Композиция кадра. Импортирование видеофайлов на компьютер.
Основные правила и меры безопасности при обращении с компьютером.
Работа с видеофайлами на компьютере. Программы для обработки и
просмотра видеофайлов. Требования к компьютеру для видеомонтажа.
Технология нелинейного видеомонтажа. Работа с программой видеомонтажа.
Создание видеофайлов для монтажа видеосюжета. Запись закадрового текста.
Основные инструменты программы видеомонтажа. Интерфейс программы.
Форматы видеофайлов. Настройки программы для начала работы.
Практика: групповая работа – репортаж «Один день из жизни школы».
Видеосъемка готового материала. Монтаж, работа с видеоархивом.
Контроль: защита групповых работ в форме публичного выступления с

использованием медиасопровождения.
Раздел 5. Практика речи.
Теория. Упражнение для каждого участника группы. Сущность слова.
Слово и понятие. Многозначность слова. Составление рассказа от имени
главного героя или второстепенного персонажа, составление рассказа от
имени одного из неодушевленных предметов, фигурирующих в медиатексте,
с изменением ракурса повествования в парадоксальную, фантастикоэксцентрическую сторону.
Учимся говорить грамотно, а писать правильно. Практическая игра:
составление рассказа от имени главного героя или второстепенного
персонажа медиатекста: с сохранением особенностей его характера, лексики
т.п. («идентийикация», «сопереживание», «сотворчество»); перенесение
персонажа медиатекста в измененную ситуацию (с переменой названия,
жанра, времени, места действия медиатекста, его композиции: завязки,
кульминации, развязки, эпилога и т.д.; возраста, пола, национальности
персонажа и т.д.); составление рассказа от имени одного из неодушевленных
предметов,

фигурирующих

в

медиатексте,

с

изменением

ракурса

повествования и парадоксальную, фантастико-эксцентрическую сторону;
составление монологов (воображаемых «писем» в редакции газет и
журналов, на телевидение, в министерство культуры и т.д.) представителей
аудитории с различными возрастными, социальными, профессиональными,
образовательными и иными данными, находящихся на разных уровнях
медиавосприятия.
Личный список слов-ошибок – тренинг по выявлению речевых и
стилистических ошибок в устной и письменной речи.
Интерактивная игра «Как не делать репортаж» - чередования эпизодов,
вызывающих
(шоковые,

положительные

(радостные,

грустные)

эмоции

у

психофизиологическую

сторону

восприятия

веселые)

аудитории,

медиатекста массовой (популярной) культуры.

на

то

и

отрицательные

есть

примере

опора

на

конкретного

«Говорящий фон». Звуковые эффекты. Озвучивание видеофрагмента.
Практика:

составление

рассказа

от

имени

главного

героя

или

второстепенного персонажа, от имени одного из неодушевленных предметов,
фигурирующих в медиатексте. Работа в программе Movavi Video Editor Plus.
Контроль: тестирование «Речевая грамотность» - контрольное задание.
Раздел 6. Жанровое разнообразие.
Теория. Основы операторского мастерства. Основы современной видео
продукции, механизмы ее производства. Взаимодействие оператора и
журналиста по решению творческой задачи. «Картинка» - основа телесюжета.
Алгоритм работы оператора при съемке телесюжета. Съемки в особых
условиях освещенности.
Как делать телеэссе, зарисовку, телепутешествие. Телевизионный язык:
умение рассказывать «картинками». Композиция телевизионного сюжета.
Типы и элементы телевизионных сюжетов. Взаимодействие журналиста и
оператора при работе над сюжетом. Понятия «закадровый текст», «синхрон»,
«лайф», «экшн», «стенд-ап».
Взаимодействие в команде. Как снять то, что хочешь, а не то, что
получилось.
Тимбилдинг.
Основы работы с видеокамерой. Устройство цифровой видеокамеры.
Обращение

с

видеокамерой.

Функциональное

назначение

элементов

управления видеокамерой и их грамотное применение. Техника безопасности
при работе с видеокамерой. Требования к видеоряду. Основные правила
видеосъемки. Баланс белого, освещенность кадра, выравнивание кадра по
вертикали. Устойчивость камеры при съемках без штатива. Обработка
полученного материала. Принципы монтажа видеоряда. Монтаж по
крупности, монтаж по ориентации в пространстве, монтаж по фазе движения
и пр. использование «перебивок», деталей.
Практика: основы работы с видеокамерой.
Контроль:

игра-соревнование

«Все,

что

вы

хотели

спросить»,

проверяющая знания по данному разделу.
Раздел 7. Медиаобразование на материале рекламы.
Теория. История возникновения и развития рекламы. Жанровая и
методологическая

особенность

рекламы.

Жанры

рекламы

и

их

разновидность. Методы: внушение, убеждение, повторяемость.
Возникновение рекламы в России. Первые рекламные ролики. Что
способствовало возникновению и развитию рекламы.
Реклама: понятие, функции, цели и виды.
Виды рекламы, способ воздействия рекламы, способ выражения
рекламы, рациональная реклама, эмоциональная реклама, «жесткая» и
«мягкая» реклама, имиджевая реклама, стимулирующая реклама, реклама
стабильности, внутрифирменная реклама, реклама в целях расширения сбыта
продукции,

увещевательная

реклама,

сравнительная,

подкрепляющая,

превентивная, информирующая реклама.
Классификация рекламы.
Три

основные

классификации

рекламы

(визуальная,

аудиальная,

аудиовизуальная). Данные классификации позволят учащимся определить
рекламу как особый жанр публицистики.
Особенности функционального назначения рекламных текстов.
Основная цель рекламы. Две основные функции: а) информативную
(информирует или сообщает о том или ином товаре или услуге); б)
воздействующую

(побуждает

воспользоваться

данной

услугой

или

текстов:

лаконичность,

приобрести данный товар).
Лингвистические
необычность,

особенности

оригинальность,

рекламных

экспрессивность,

сигнальный

характер,

языковое наполнение текста.
Структура рекламного текста.
Компоненты

рекламного

текста:

заголовок,

лозунг,

зачин,

информационный блок, справочная информация, лозунг (девиз).
Содержание композиционной части рекламного текста. Целевое

назначение структурного элемента. Специфика отбора языковых средств для
рекламных текстов.
Языковые средства: с отклонениями от норм; сочетание латиницы с
кириллицей, соблюдение норм дореволюционной орфографии, игра слов,
каламбур,

окказионализмы,

персонификация,

фонетические

повторы,

дефразеологизация. Без отклонения от норм: глагольные формы, конкретные
существительные,

специальная

терминология,

риторический

вопрос,

инверсия, повторы.
Коммуникативный эффект рекламного текста. Понятие «коммуникация».
Реклама как способ сообщения различной информации. Какая информация
передается с помощью рекламы и как на нее реагировать? Телевидение –
средство передачи информации. Можно или нет смотреть телевизор людям?
Реклама в жизни современных школьников. Анализ различных
рекламных текстов и их воздействие на жизнь, досуг, обучение, развитие
современных школьников.
Взаимодействие рекламы и культуры. Разнообразие рекламных роликов,
их

доступность,

содержание.

Понятие

культуры

рекламного

текста.

Требования к содержанию текста рекламы. Понятие «возрастная реклама».
Формирование возрастных групп для просмотра и создания рекламного
медиатекста.
Понятие,

сущность

и

характеристика

информационного

и

манипулятивного воздействия, психологических манипуляций. Социальноэкономические
распространение

и

политические

факторы,

психологических

определяющие

манипуляций

массовое

(исторический

и

современный аспекты).
Информационно-психологическая безопасность личности.
Понятие, сущность и характеристика информационно-психологического
воздействия, информационно-психологической безопасности личности и
других социальных субъектов, их взаимосвязь.
Междисциплинарный

характер

проблемы

информационно-

психологической личности, предпосылки актуализации проблемы. Угрозы
информационно-психологической безопасности личности и их основные
источники.
Практика:

создание

рекламного

текста;

создание

мини-проектов

(рекламных роликов).
Контроль: создание рекламного текста по заданной теме, рекламного
ролика.
Раздел 8. Модели медиаобразования.
Теория. Вводное занятие. Примерные модели медиаобразования:
образовательно-информационные

(изучение

теории

и

истории,

языка

медиакультуры и т.д.; воспитательно-этические (рассмотрение моральных,
философских проблем на материале медиа); практико-утилитарные (изучение
различной медиатехники с целью последующих фото/видеосъемок; развитие
художественного вкуса и анализ лучших произведений медикультуры.
Основы медиаобразовательных технологий. Развитие полноценного
восприятия на материале медиакультуры (модель, методические приемы и
т.д.), критерии развития аудитории в области медиакультуры. Модульность
медиаобразовательных технологий.
Изучение «литературно-имитационных» медиаобразовательных занятий.
Технология

организации

и

проведения.

Написание

оригинального

минисценария произведения медиакультуры (например, рассчитанного на 3-5
минут экранного действия, осуществимого в практике учебной видеосъемки).
Изучение

«театрализовано-ситуативных»

медиаобразовательных

занятий. Технология ролевой (деловой) «театрализовано-ситуативной» игры:
распределение между учащимися ролей «журналистов», «режиссеров»,
«операторов»,

«дизайнеров»,

«актеров»

минисценариев

и

сценарных

эпизодов, ведущих и участников «телепередач» и пр.; репетиционный период
и практическое создание медиатекста. Сравнение и обсуждение полученных
у «команд» результатов.
Изучение

интегрированных

медиаобразовательных

занятий.

Типы

творческих «изобразительно-имитационных» заданий; создание рекламных
афиш собственного медиатекста с помощью фотоколлажа с дорисовками,
либо основанных на оригинальных собственных рисунках; создание
рисунков и коллажей на тему российских произведений медиакультуры;
создание рисованных рисованных «комиксов» по мотивам тех или иных
медиатекстов, рассчитанных на определенную возрастную аудиторию.
Практика:

написание

минисценария

произведения

видеосъемки,

создание рисунков и коллажей.
Контроль: проведение медиаобразовательных занятий; использование
ролевых игр, эвристических и проблемных подходов в дисциплины
обязательного цикла.
Раздел 9. Фотография.
Теория. Для чего люди снимают фотографии? О чем может рассказать
фотография. Фотография – застывшее мгновение. Знакомство с профессией
«фотограф».
Какие бывают фотографии. Фотографии семейные и фотографии в
газетах, журналах, книгах – чем они отличаются. Особенности фотожанров.
Фотография и картина – чем они отличаются. Сравнительный анализ
репродукций портретов и фотопортрета. Составление таблицы сравнений.
Искусство портретной съемки. Секреты выразительности фотопортрета.
Практическое занятие по теме Портрет.
Работа с фотографией. Из чего состоит фотоаппарат и как он работает?
Правила фотосъемки. Фокусировка. Экспозиция. Выдержка. Диафрагма.
Обращение с фотокамерой, техника при работе с фотокамерой. Практическое
задание: предметная фотосъемка – съемка еды.
Программа по обработке фотографий. Основы Photoshop. Цифровая
обработка фотографий. Тренинг редактирование фотографий-пробников.
Практика: создание фоторепортажа. Жанр «Репортаж». Практическое
занятие по теме репортаж. Подготовка фотографий к фотовыставке.
Контроль: выставка фотопроектов.

Раздел 10. Компьютерная графика.
Теория. Назначение графических редакторов. Растровая графика. В чем
различия между растровыми редакторами Corel Photo-Paint и Abobe
Photoshop. Объекты растрового редактора.
Инструменты графического редактора Paint.Net: панель Инструменты,
панель Палитра, панель Слои, панель Журнал; объекты растрового редактора
(точка, линия, замкнутая область, изображение). Основные действия с
объектами. Возможности инструментов графического редактора.
Создание и редактирование рисунка с текстом. Как сделать фигуру
привлекательной. Цветовое решение. Масштабирование. Практикум по
созданию афиши, анонса.
Назначение графических редакторов. Векторная графика. Объекты
векторного редактора. Инструменты графического редактора. Создание и
редактирование рисунка с текстом.
Изучение программ Picture Manager, Paint.NET, Movavi Photo Editor и др.
Практикум. Работа с программой Abobe Photoshop. Знакомство с Abobe
Photoshop: изучение строки меню и меню файл и редактирование. Общая
коррекция изображений. Редактирование фотографий-пробников. Наложение
слоев на фотографии-пробники.
Основы оформительской работы. Понятие о коллаже. Цифровой
фотомонтаж изображений.
Практика: сканирование рисунков, фотографий. Обработка изображений
с помощью программ.
Контроль: создание афиши или трейлера для школьного мероприятия.
Раздел 11. Звукопись.
Теория. Где используется звукопись? Что называется информацией?
Работа с понятиями: текстовая информация, графическая информация,
числовая

информация,

звуковая

информация,

видеоинформация.

Прослушивание в звукописи стихов, сказок, песен для детей, музыки из
мультфильмов.

Игра-драматизация под звукопись. Сочинение сказок методом «Сказка
переехала» «Старая сказка с новым концом». Придумывание истории или
сказки по сюжетным картинкам. Инсценировки детских сочинений.
Собственные действия исполнителя роли. Использование разных видов
театра. Слушание радиопередач для детей.
Развитие

внимания

к

звуковой

среде.

Звук

как

слагаемое

художественного образа на экране. Модификация системы Dilby Digital.
Основные системы звука, область применения и их принципиальные отличия.
Место

и

значение

звука

при

создании

экранного

произведения.

Искусственное создание естественного звука. Единство музыкального
решения. Единство стиля музыкального решения.
Практика: создание рекламного ролика, озвучивание фрагмента.
Контроль: анализ музыкального решения просмотренной передачи по
таблице критериев.
Шумы в фонограмме передач.
Теория. Шумы, помимо иллюстрации звуковой предметности кадра,
выполняют сюжетно-драматургическую функцию, активно участвуя в
формировании

атмосферы

фильма.

Звуковые

планы.

Акустическая

атмосфера. Звуковые эффекты в Sony Vegas.
Практика: озвучение видеоматериалов. Компьютерная обработка звука
на компьютере.
Задание на дом: собственная творческая деятельность (записать
радиопередачу, озвучивание видеофрагмента, запись интервью (выбор).
Контроль: круглый стол по разбору ошибок в творческих работах.
Раздел 12. Интернет-среда. Современные СМИ.
Теория. Отличие интернет-изданий от прочих. Понятие WEB 2.0.
Коллективное взаимодействие в современных информационных системах.
Инструменты создания информационных объектов для Интернета.
Публичное лицо – минусы и плюсы. Стиль и манера поведения на
публике. Анализ поведения известных личностей.

Профессия – блогер. Кто он? Оригинальность и полезность. Разработка
концепции и названия канала на YouTub. Основные этапы производства
видеопродукта.
Проектная деятельность. Сбор материала. Посещение общешкольного
мероприятия в качестве спецкоров. Создание поста для ВК.
Написание интернет-статьи. Сколько задач может решать однаединственная статьи. Актуален ли для статей принцип «слоеного пирога».
Заголовок и вводный абзац – как написать? 11 способов начать статью.
Корректировка текста. Газетный стиль, его специфика.
Работа на ПК. Назначение специальных систем для работы в глобальной
сети. Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU и ее возможности. Просмотр
материалов.
Заметка на дискуссионную тему. Формирование умения работать с
текстами публицистического стиля через анализ их жанровых особенностей.
Создание Интерент-опроса.
Практика: публикация на своей соцстранице поста. Анализ охвата
аудитории, популярности информации.
Контроль: собственный медиапродукт на личной странице в ВК.
Раздел 13. Контроль по завершению программы.
Практика: создание проекта. Защита проекта.
Контроль:

индивидуальные

консультации

по

авторской

Поведение итогов занятия за год.
Контроль по завершению программы: защита проектных работ.

работе.

Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение.
Для организации и проведения занятий объединения «Медиацентр»
необходим кабинет, в котором должны быть:
-специально оборудованное место для педагога: большая доска
(желательно белая), экран, мультимедийная установка, компьютер, принтер,
фотаппарат, камера, колонки;
- парты и стулья для обучающихся;
- стенд для организации выставок.
Информационное

обеспечение:

подключение

к

сети

Интернет,

презентации, фотографии.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования.
Методическое обеспечение.
Формы организации детей на занятии: групповая, индивидуальная,
преобладают занятия практического характера. Формы проведения занятий:
игровые, создание школьной газеты, практические, посещение выставок.
Методы обучения: словесный (беседа, рассказ), наглядный (показ
фотографий,

презентаций),

практический

(выполнение

заданий,

упражнений).
Формы аттестации/контроля.
В ходе реализации программы оценка ее эффективности осуществляется
в

рамках

текущего,

промежуточного,

итогового

контроля.

Педагог

использует различные способы диагностики: наблюдение, собеседование,
зачетные задания.
Текущий контроль осуществляется в течение учебного года в форме
тестирования, публичных демонстраций своих медиаработ, выполнения
групповых заданий.
Промежуточный

контроль

для

определения

результативности

обучающихся педагогом проводится конкурс проектных работ на свободную
или заданную тему.

Итоговый контроль осуществляется по окончанию прохождения всей
программы в форме публичной защиты своей проектной работы.
Методический материал.
Обучение, а также оценка знаний и умений учащихся проводятся в
форме творческих работ, индивидуальных заданий, творческих встреч. При
работе

над

теоретическим

материалом

предпочтение

отдается

основополагающим понятиям журналистики. Освоение теоретического
материала проводится в форме лекций и последующего обсуждения темы. В
ходе занятий учащиеся овладевают техникой постановки вопросов, что очень
важно для успешной работы.
Практическая работа и создание собственных материалов обеспечат
учащимся прочное усвоение и закрепление профессиональных знаний,
умений и навыков. В процессе занятий учащиеся готовят материалы в
различных газетных, телевизионных и радийных жанрах, самостоятельно
делают правку авторского текста, участвуют в конкурсах, «круглых столах»,
семинарах-дискуссиях, в мастер-классах.
При

обучении

осуществления

используются

основные

учебно-познавательной

работы,

методы
такие

организации
как

и

словесные,

наглядные, практические, индивидуальные и проблемно-поисковые. Выбор
методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных
особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения
все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание
ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении
изучаемого материала. С первых занятий обучающиеся знакомятся с охраной
труда

на

занятиях,

противопожарной

безопасностью,

к

правильной

организации процесса, рациональному использованию рабочего времени,
грамотному использованию инвентаря.
В основу программы легли определенные педагогические принципы:

- принцип дополнительности – монолог педагога уступает место
смысловому диалогу, взаимодействию, партнерству, ориентация на реальную
свободу развивающейся личности;
- принцип открытости учебной и воспитательной информации. Мир
знаний «открывается» перед учащимися благодаря работе его сознания, как
главной личной ценности. Педагог не «преподносит» знания в готовом для
понимания виде, а придает им контекст открытия;
- принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной
требовательностью к нему предполагает, что требовательность является
своеобразной

мерой

уважения

к

личности

учащегося.

Разумная

требовательность всегда целесообразна, если продиктована потребностями
воспитательного процесса и задачами развития личности;
- принцип сознательности и активности учащихся предполагает
создание условий для активного и сознательного отношения к обучению,
условий для осознания обучающимися правильности и практической
ценности получаемых знаний, умений и навыков;
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода в
обучении предполагает необходимость учета индивидуальных возможностей
и возрастных психофизиологических особенностей каждого учащегося при
выборе темпа, методов и способов обучения;
- принцип преемственности, последовательности и систематичности
заключается в такой организации учебного процесса, при которой каждое
занятие является логическим продолжением ранее проводившейся работы,
позволяет закреплять и развивать достигнутое, поднимать учащегося на
более высокий уровень развития;
- принцип доступности и пассивности заключается в применении
основного правила дидактики «от простого к сложному, от известного к
неизвестному».

Основные технологии, используемые при реализации программы:
наглядные технологии, игровые технологии, технологии коллективного
творчества.
Дидактический материал:
- обучающие видеоролики;
- материал для видео и фотоотчета.

Литература для педагога
1. А как лучше сказать?// Розенталь Д.Э. – М., 2025г.
2. Делаем новости!: учебное пособие/ Васильева Л.А. – М. Аспект
Пресс, 2013г.
3. Культура

речи

и

культура

общения//

Соколов

В.В.

–

М.,

Просвещение, 2016г.
4. Профессия – журналист А. Бовин// Журналист. – 2011г. (№ 3)
5. Экологическая журналистика, РЯ и реклама (Текст): учебное
пособие, Коханова Л.А. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2017г.
Литература для учащихся
1. Голуб И.Б. Занимательная стилистика// Розенталь Д.Э. – М., 2018г.
2. Культура

речи

и

культура

общения//

Соколов

В.В.

–

М.,

Просвещение, 2016г.
3. Речевой этикет и культура общения// Ткаченко А. – М., 2018г.
4. Словарь русского языка/ Ожегов В.И. – М., 2003гю
5. Учись фотографировать// Вартанов А. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2018г.
Интернет-ресурсы
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. http:/www.openclass.ru/
5. http://its-journalist.ru/
6. http://youngjournal.v-teme.com/
7. http://ruwikipedia.org


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».