Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы
«Театр юного чтеца»
II Направленность
Художественная
III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО
Кольчурина Надежда Ивановна
2. Год рождения
1991
3. Образование
Высшее
4. Место работы
МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара
5. Должность
Педагог дополнительного образования
6. Квалификационная категория
д. Гурина, ул. Центральная, д. 34
7. Адрес, телефон
IVСведения о программе
1. Срок реализации
1 год
2. Возрастная группа
11-12 лет
3. Тип программы
общеразвивающая
4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели
Разновозрастного детского объединения
По уровню освоения
Общекультурный ознакомительный
5. Цель программы
Создание условий для раскрытия и развития
творческих способностей детей, через погружение
в мир театра; подготовка ребенка к
самостоятельному художественному творчеству,
связанному с искусством театра.
6. Ведущие формы и методы
образовательной деятельности
Сочинение рассказов, сказок, этюдов, подбор
простейших
рифм,
чтение
по
ролям,
инсценировки, театральные игры, конкурсы,
викторины, беседы, спектакли.
Очная, с применением дистанционных
образовательных технологий.
7. Форма обучения
8. Формы мониторинга результативности
Входная, промежуточная (анкеты, тесты, зачеты
по пройденным темам, творческие задания
творческие работы, проекты, конкурсы,
письменные работы), итоговая диагностики
(повторение изученного материала).
9. Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности «Театр юного чтеца»
1. Пояснительная записка
1.1. Общие сведения
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в
РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
- «Концепция развития дополнительного образования», (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ»
(включая
разноуровневые
программы)
«Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242».
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций
дополнительного
образования
детей» (утверждено
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41).
- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Детско-юношеский центр «Радуга».
1.2. Актуальность программы.
В
основе
театральной
программы
педагогики,
лежит
идея
позволяющей
использования
развивать
потенциала
личность
ребёнка,
оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики
движений.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и
отвечает
запросам
различных
социальных
групп
нашего
общества,
обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Выбор профессии не является конечным результатом программы, но
даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет
условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую
инертность, позволят развить их творческую активность, способность
сравнивать,
анализировать,
планировать,
ставить
внутренние
цели,
стремиться к ним.
1.3. Отличительные особенности.
В программу входят упражнения на развитие дыхания, артикуляции,
дикции, постановки голоса, этюды на предлагаемые обстоятельства, беседы
об истории театра и театральных понятиях, театральные игры, выразительное
чтение стихов и прозы с элементами актёрского мастерства.
1.4. Адресат программы.
Возраст
обучающихся,
участвующих
в
реализации
данной
образовательной программы 11-12 лет (5-6 классы). Также данная программа
может быть реализована для обучающихся с ОВЗ.
1.5. Объем и сроки реализации образовательной программы.
Срок реализации программы – 1 год.
Общее количество часов за 1 год обучения – 68 часов.
Режим и форма организации занятий.
Режим занятий: два раза в неделю по 1 академическому часу (1
академический час – 45 мин.).
1.7. Форма обучения: очная.
Формы контроля.
Для полноценной реализации данной программы используются разные
виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
ребенка в процессе занятий;
- промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;
- итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных
праздниках,
родительских
собраниях,
классных
часах,
участие
в
мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни
школы и постановка сценок для свободного просмотра.
Контрольно-оценочный материал: опрос; творческий экзамен.
1.8. Цель и задачи программы.
Цель: создание условий для раскрытия и развития творческих
способностей детей, через погружение в мир театра; подготовка ребенка к
самостоятельному художественному творчеству, связанному с искусством
театра.
Задачи программы:
Обучающие:
- знакомство детей с основами организации театральных представлений;
- изучение теоретических и практических основ актерского дела,
режиссуры, художественной сценической композиции (сценографии), основ
словесного действия и сценической речи, сценическому движению,
мезансценированию.
Развивающие:
- развивать умение творчески, с воображением и фантазией, относиться
к выбранному делу и поставленной задаче;
- развивать творческие способности, воображение, расширять словарный
запас.
Воспитательные:
-
воспитывать
интерес
к
мировой
художественной
культуре,
театральному искусству и его жанровому многообразию;
- уважение к людям театральных профессий; воспитание культуры речи.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- потребность сотрудничества со сверстниками,
отношение к
доброжелательное
сверстникам, бесконфликтное поведение,
прислушиваться к мнению одноклассников;
стремление
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на
основе опыта слушания и заучивания произведений художественной
литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- понимание и принятие учебной задачи, сформулированной учителем;
- планирование своих действий на отдельных этапах работы над
пьесой;
- осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей
деятельности.
Познавательные УУД:
- умение пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и
просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- умение понимать и применять полученную информацию при
выполнении заданий;
- умение проявлять индивидуальные творческие способности при
сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по
ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
- умение включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять
инициативу и активность
- умение работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от
собственных;
- умение формулировать свои затруднения;
- умение предлагать помощь и сотрудничество;
- умение слушать собеседника;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности, приходить к общему решению;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение осуществлять взаимный контроль;
- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
В
результате
формируются
освоения
следующие
программы
предметные
«Театр
умения,
юного
чтеца»
соответствующие
требованиям ФГОС НОО:
- умение читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы
чтения;
- умение различать произведения по жанру;
- умение развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- умение сочинять этюды по сказкам;
- умение выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,
радость, злоба, удивление, восхищение).
Тематическое планирование 1 год обучения
Наименование раздела
Раздел 1
Вводное занятие
Раздел 2
Такие разные театры
Раздел 3
Театральная игра
Раздел 4
Культура и техника речи
Раздел 5
Ритмопластика
Раздел 6
Основы театральной культуры
Раздел 7
Работа над спектаклями, показ спектаклей
Раздел 8
Мимика и жесты.
Раздел 9
Интонация и темп речи
Раздел 10
Театральные жанры
Раздел 11
Музыкальное сопровождение
Раздел 12
Дикция
Раздел 13
Работа над спектаклями, показ спектаклей
Раздел 14
Ролевые игры
Раздел 15
ЗОЖ. Миниатюры
Раздел 16
Вербальное и невербальное общение
Раздел 17
Работа над спектаклями, показ спектаклей
Итого
Количество часов
Всего
Теория
1
1
1
1
2
1
Практика
1
1
1
1
1
1
1
6
1
2
5
2
3
1
2
3
1
2
2
1
1
1
7
1
2
2
5
2
4
1
3
2
1
1
14
27
54
27
68
Календарно-тематическое планирование 1 год обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
26-27
28
29
30
31
32
Тема
Вводное занятие. Здравствуй, театр!
Такие разные театры.
Театральная игра.
Все виды искусства встречаем в театре.
Культура и техника речи.
Ритмопластика.
Основы театральной культуры.
Просмотр спектакля «Домовёнок Кузя».
Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург
Чтение по ролям сценки «Как грибы президента
выбирали». Отбор выразительных средств.
Репетиция выразительности чтения наизусть. Игра
«Превращение»,
оживление
неодушевленных
предметов
Подготовка декораций и костюмов к сценке.
Показ сценки «Как грибы президента выбирали».
Использование мимики в театральной постановке.
Язык жестов. Значение слова и жеста в общении
между людьми, в профессии актера.
Интонационное выделение слов, предложений.
Темп речи. Использование темпа речи в
театральной постановке.
Просмотр м/ф «Пиф-паф, ой-ой-ой!». Беседа после
просмотра.
Театральные жанры.
Импровизация.
Разыгрывание
диалогов
из
литературных произведений школьной программы
Репетиция
представления.
Отработка
выразительности речи.
Музыкальное сопровождение.
Упражнения, направленные на развитие у детей
чувства ритма.
Дикция. Тренинг гласных и согласных звуков.
Упражнения в дикции. Использование дикции в
театральном спектакле.
Подготовка и проведение новогодней сценки
«Письмо дедушке Морозу» (отрывок из жизни
чапиков).
Просмотр
и
участие
в
Новогоднем
театрализованном представлении.
Знакомство со сценарием театрализованного
представления «От Рождества до Крещения»
Репетиция представления.
Подготовка декораций к театрализованному
представлению «От Рождества до Крещения»
Показ театрализованного представления «От
Рождества до Крещения»
Дата
Корректиро
вка даты
33
34
35
36
37
38
39-40
41-45
46-50
50-58
59
60-66
67-68
Ролевые игры, для чего они необходимы.
Ролевые игры. «Если бы я был учителем
физкультуры, что бы я делал и с какой целью».
Здоровый образ жизни - необходимость для всех.
Познавательная беседа. Здоровый образ жизни —
глазами людей разного возраста.
Миниатюры о положительном влиянии ЗОЖ на
человека.
Знакомство со сказкой «Репка», которую сочинил
Ю. Кушак по мотивам русской народной сказки.
Совмещение художественного чтения с развитием
действий в миниатюрах. Выбор декораций,
костюмов к сказкам. Первичная постановка.
Постановка сказок.
Праздник Масленицы.
Вербальные и невербальные средства общения.
Подготовка и проведение праздника «Что такое
дружба?»: сценка о дружбе «Про слона Егория»,
сценка про чапиков «Лучшие друзья».
Постановка и проведение праздника «Из жизни
чапиков и друзей розового слоника»: сценка «Про
злую собаку Лаю», сценка «Времена года».
Подготовка и проведение сценок по русским
народным сказкам-малюткам:
«Медведь и Лиса», «Лиса-повитуха», Лиса и
Петух», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Как
Лиса училась летать», «Вершки и корешки», «Пес и
Лиса».
Поездка в театр. Просмотр спектакля.
Работа над театрализованный представлением
«Жили-были, не тужили…»
Заключительные занятия
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Сценические костюмы.
2. Маски.
3. Декорация.
4. Компьютер.
Список литературы
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение. 2000 г.
2. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). –
М.: Просвещение. 2005 г.
3. Генералова
И.А.
«Театр»
Пособие
для
дополнительного
образования. – М.: Просвещение. 2010 г.
4. Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее
развитие
школьника.
//
Сб.
Нравственно-эстетическое
воспитание
школьников средствами театрального искусства. – М.: Вако, 2009 г.
5. Ершова А.П. Уроки театра в школе. – М.: Вако. 2009 г.
6. Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М.: Вако. 2008 г.
7. Казанский О.А. Игры в самих себя. – М.: Просвещение. 1995г.
8. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Авторская программа «Творчество.
Театрализованные игры в школе» – М.: Просвещение. 2012 г.
9. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж.
2003.
10. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших
школьников. – М.:Просвещение, 2005 г.
11. Никитина А.Б. Театр, где играют дети. Учеб.-метод. Пособие для
руководителей детских театральных коллективов – М.: Просвещение, 2007 г.
12. Чурилова
Э.Г.
Методика
и
организация
театрализованной
деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: Просвещение.
2003 г.